📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

Авантюра всей жизни. Фотокорреспондент Татьяна Зубкова о том, как пришла в профессию

Татьяна Зубкова стала первой женщиной-фотокорреспондентом в Краснодаре.

Фото Виктора Локшина

Татьяна Зубкова в судьбу верит. А как иначе можно объяснить, почему она ухватилась за объявление о поиске фотографа в газету «Краснодарские известия», не имея ни фотоаппарата, ни профессиональных навыков? 

Журналистика изначально была мужской профессией – много позже ее освоили представительницы слабого пола. В фотографии и видеосъемке, где блокнотом и ручкой не обойдешься, а нужно носить тяжелую технику, этот принцип действовал намного дольше. Даже и в ХХ веке женщин-фотографов во всей России можно было пересчитать по пальцам. «Самая известная – Ляля Кузнецова – это наша российская классика», — говорит Татьяна Зубкова. Но и сегодня среди репортажников женщин по-прежнему мало, ведь дамы стараются выбирать для себя более привычные сферы вроде fashion-съемки и рекламной фотографии.

«Мне кажется, что женщины лучше, чем мужчины, чувствуют и передают в кадре красоту, — говорит Татьяна Зубкова. – Зато мужчины великолепно разбираются в технической стороне фотографии, например, мне до них в этом плане далеко».

Фото Татьяны Жихаревой

Время перемен

Татьяна Зубкова получила профессиональное художественное образование, но в «лихие 90-е» работу в сфере искусства найти было совсем нелегко. Вот и приходилось зарабатывать на улице, зазывая прохожих заказать себе портрет. Затем появилась возможность подрабатывать в курортный сезон на Черноморском побережье.

«Три месяца рисуешь портреты на набережной, заработаешь неплохую сумму, которая потом помогает продержаться остальной год», — вспоминает Татьяна Павловна.

Однажды вернувшись из очередной такой «творческой» командировки (дату Татьяна Павловна помнит хорошо – осень 1996 года), Зубкова случайно наткнулась на объявление в газете «Краснодарские известия»: «Требуется фотограф». Здесь надо сказать, что к этому моменту у нее появилась мечта купить себе фотоаппарат – на российском рынке впервые появились иностранные «мыльницы» (разумеется, пленочные, ведь цифровая техника пришла в нашу страну позже, уже в нулевые). Деньги после сезонной работы были, но, чтобы потратить немалую сумму на вещь не первой необходимости, нужна была серьезная мотивация. И она неожиданно появилась.

« Я до сих пор не понимаю, как я тогда решилась, ведь по природе я человек совсем не авантюрного склада! – вспоминает Татьяна Павловна. — Пришла в редакцию узнать условия работы фотокорреспондента, хотя мне даже снимать было нечем. Все разузнала и провела несложные математические расчеты: напечатать все кадры пленки стоит столько, а гонорар за одну фотографию такой-то, и если из одной пленки заплатят хотя бы за 3 кадра – я уже в плюсе. Вот так и решилась».

В газете ей предложили внештатное сотрудничество. К удивлению самой Зубковой, даже за первый месяц работы ей удалось за вычетом всех расходов немного заработать, за второй месяц – тоже, а на третий месяц ее официально взяли в штат.

Когда не было интернета

Но была еще одна проблема – на тот момент Татьяна Зубкова очень мало знала о фотографии. Когда-то, в старших классах, как и многие советские подростки, она снимала своих одноклассников в школе и на отдыхе и даже проявляла и печатала кадры под красным фонарем, но фотоаппарат «Вилия-авто» скоро сломался – вот и весь опыт. Учиться искусству фотографии было негде.

«Сейчас совсем другое время – есть интернет, и в нем море информации по любой теме, онлайн-уроки, мастер-классы известных фотографов. Тогда, в конце 90-х, мы были этого лишены, да и интернет в нашей стране еще только появился. Профессиональной литературы и в библиотеках не найти. В основном я училась по рекламным журналам, где между презентациями новой техники проскальзывали статьи по методике фотографии», — говорит Татьяна Зубкова.

Был еще и собственный метод – печатать абсолютно все кадры пленки и потом каждый анализировать: что получилось, а что нет, и главное — почему не получилось.

«Довольно долго я только так и делала, — вспоминает Татьяна Павловна. – До тех пор, пока уже по негативам не научилась видеть удачные и негодные кадры».

И еще был, так называемый, фотобазар – крохотный рынок по выходным, где можно было дешевле купить пленку, а заодно познакомиться с коллегами и в разговоре что-то полезное у них почерпнуть.

«Забавно, но в тот период своей работы я даже внесла перемены в организацию труда газетных фотокоров города, — улыбается Татьяна Зубкова. – Раньше в каждой редакции была обустроена «темная» комната, где они проявляли пленки и печатали свои снимки. А я все отдавала в соседнюю фотолабораторию – получалось быстрее по времени и дешевле по денежным расходам. Очень скоро в редакциях эти «темные» комнаты ушли в прошлое».

Photovisa. Начало

Первый цифровой фотоаппарат появился у Татьяны Зубковой, когда она перешла на работу в «Комсомольскую правду-Кубань». Тогда это была передовая техника, а сегодня та крохотная «мыльница» с зумом в среде профессионалов вызвала бы смех. Технологии менялись, изменялось и представление о фотографии, стали появляться новые возможности учиться.Однажды Зубкова с товарищами поехали на семинар в Тольятти, где лекцию читала Ирина Чмырева – научный сотрудник московского Музея современного искусства, известный куратор фотовыставок, работавшая в разных странах мира. Познакомились, в процессе общения выяснилось, что сама Чмырева родом с Кубани, а в Краснодаре у нее жила мама.

«Тогда решили пригласить Ирину прочитать лекцию по фотографии в Краснодаре. Помог коллега и единомышленник Леван Мамулов, работавший педагогом в краснодарском Художественном училище», — говорит Татьяна Зубкова. – Организовали в училище открытую лекцию, на которую могли прийти не только студенты, но и все желающие. Мероприятие имело успех. А уже после лекции появилась идея – а не провести ли в Краснодаре фестиваль?»

Так родился фестиваль фотографии Photovisa, который за десятилетие своей работы стал для столицы Кубани узнаваемым брендом и доброй традицией, получил и российское, и международное признание. С тех пор в Краснодар со своими выставками приезжали фотографы из самых разных стран мира – от Европы до Латинской Америки и Австралии. А первый иностранный гость – Кристоф Гриль – вообще прибыл за свой счет – ему было просто интересно посмотреть на новое событие.

«Подготовка первого фестиваля заняла, наверное, год. Мы еще ничего не умели, вся исполнительская и координационная работа Photovisa упала тогда на меня. И я как настоящий перфекционист не рассчитала сил и «надорвалась». Потом думала, что больше этим не буду заниматься, — вспоминает Татьяна Зубкова, сейчас почетный директор Photovisa. — Но на следующий год грянул финансовый кризис, бюджета не было совсем, выставок и мероприятий было вполовину меньше, и я, видимо, отдохнула, набралась сил и за следующий сезон Photovisa взялась с энтузиазмом».

Конечно, очередной финансовый кризис (начался в 2014 году – прим. ред.) не пошел фестивалю на пользу, но проект держится. Так, в ближайшее время команда фестиваля запускает программу Photovisa. In between – ряд мероприятий в промежутках между фестивалями. В планах – ежемесячные встречи фотографов для общения, учебы и поиска интересных фотопроектов местных авторов.

 

Фото предоставлено автором

Оставьте место для творчества

Сегодня Татьяна Зубкова репортажную фотографию сменила на театральную.

«Мне всегда было близко искусство: с детства люблю балет, в юности приобщилась к драматическому театру, в зрелом возрасте полюбила оперу, — говорит наша героиня. – Когда смотрю талантливое представление, ощущаю подъем, заряжаюсь творчеством других и хочется весь этот восторг и вдохновение передать в фотографии».

Татьяна Павловна считает, что главное для фотографа, как и для всякого креативного специалиста, избежать соблазна полностью погрузиться в коммерцию – нужно сохранить время и для творчества, участвовать в профессиональных конкурсах, фестивалях, выставках. Одним из главных достижений Татьяна Зубкова считает победу на фотобиеннале, которое организовал Русский музей. Призом стала возможность провести персональную выставку на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

«В век интернета больше нет проблемы «провинция и столица» – заявить о себе может каждый, — уверена Татьяна Зубкова. – И, если человек жалуется на ограниченность своих перспектив, наверное, провинциализм у него в голове».

Фото Анны Бурлаковой

Шрифт

Изображения

Цветовая схема