📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

Людмила Бухало: «Надо относиться к профессии как к призванию»

Заслуженный журналист Кубани Людмила Бухало 27 апреля отмечает 75-летний юбилей

Всю свою жизнь она посвятила журналистике и больше всего любила писать о людях. В каждого из своих героев Людмила Ивановна влюблялась. Всегда гордилась тем, что волею судьбы стала однажды практически летописцем истории. Такую она выбрала для себя дорогу.

Вместо штурвала — указка

Людмила Бухало (в девичестве Лавренкова) родилась в соседнем Абинском районе, в станице Холмской. Отец нефтяник, мама домохозяйка. Помнит, как в школе на вопрос первого учителя, кто кем хочет стать, неожиданно для себя ответила: «Лётчиком». Лётчицей она, конечно, не стала. Но в своей жизни полетать ей пришлось немало. Однако обо всём по порядку.

После окончания школы Людмила работала учительницей в Воронежской области. Вместо штурвала лётчика в её руках оказалась указка учителя. Сначала вела уроки в начальных классах, затем в школе-восьмилетке русский язык и литературу. Но всё это время она продолжала искать себя. Ещё со школьных лет помнила совет любимой учительницы Валентины Седаковой посвятить свою жизнь журналистике.

После года работы в школе поступила учиться заочно в Воронежский университет на факультет журналистики. В воронежском селе вышла замуж за молодого колхозного бригадира Александра Бухало

За запахом тайги

Вскоре молодая пара с годовалым сыном Андреем отправились на север. В посёлке Берёзово недавно были открыты газовое, а затем знаменитое нефтяное Самотлорское месторождения. Началось их освоение, которое называли покорением Тюменского севера. Молодёжь со всего Советского Союза отправилась в эти края строить свои города. Среди них оказалась и чета Бухало.

В Берёзове Александр устроился работать в аэропорт. Людмила стала корреспондентом районной газеты «Путь к коммунизму». Романтика, как говорит Людмила Ивановна, была не только в названии газеты, она была повсюду. Берёзово окружала тайга. Вершины огромных сосен и елей, казалось, упирались в самое небо. Дом, в котором поселились Бухало, оказался аккурат на том месте, где жил когда-то любимец и сподвижник Петра Первого Александр Меншиков. Одно из окон дома смотрело на приток Оби, реку Сосьву.

Дорог тогда на севере не было. Хантыйские и мансийские сёла, посёлки газовиков отделяли друг от друга тайга и болота. Главным транспортом для журналистской братии были самолёты и вертолёты, в холодную пору — дорога по зимнику, а летом — лодки и катера. Командировки то на строящуюся компрессорную станцию, то туда, где строители газопровода варят «красный» стык, то в оленеводческие совхозы, то на слёт охотников, то на рыбацкую путину на Обь и её притоки. Простор для творчества — обзавидуешься!

Несколько раз приходилось прокатиться в оленьей упряжке. А однажды она даже упала вместе с вертолётом.

— Легко отделалась, — вспоминает Людмила Ивановна. — Крохотный Ми-1 летел над землёй невысоко. Внезапно мотор замолчал. Молчали и мы: пилот, я и вместе со мной был заместитель председателя райисполкома. Вертолёт просто спланировал на снег. Мы, кажется, обошлись даже без синяков. Вертолётчик по рации вызвал другой вертолёт. По верёвочной лестнице мы поднялись в салон Ми-4 и продолжили свой путь. Эту историю дома я рассказала, когда прошло тридцать лет. Так как-то к слову пришлось…

Здесь же, в Берёзове, Людмила родила второго сына Константина.

Эта полосатая жизнь

Вскоре врачи порекомендовали семье Бухало поменять климат, север не подходил их детям по состоянию здоровья. Тогда они решили отправиться на Кубань, родину Людмилы.

Дома Людмила сразу стала искать работу. В редакции газеты «Восход» Абинского района  вакансий не было. Так возникли в её жизни Северский район и редакция районной газеты «Зори Октября».

Редактор Павел Павлович Корчинский спросил новенькую, о чём бы она хотела писать.

— Меня интересуют темы культуры и искусства, — ответила Людмила Ивановна.

— У нас есть отличная вакансия в отделе сельского хозяйства!

И уже через месяц Людмилу назначили заведующей этим отделом.

Конечно, писала она много о людях творческих профессий. Но больше всё же приходилось писать о доярках и комбайнёрах. Встречи на полях и фермах с людьми труда заставили полюбить их самой искренней любовью.

Людмила Ивановна писала о том, как кубанцы растили хлеб и готовились засыпать в закрома Родины первый миллион тонн кубанского риса, как строили громадные молочные комплексы и заселяли мычащими новосёлами, о рекордном на Кубани урожае 1985 года.

По стране, между тем, шагала Перестройка. В газеты вместе с новыми временами пришли новые темы. Людмила Бухало и её коллеги стали писать о разрушающихся заводах и колхозах. О митингах, которые возникали повсеместно. О пустых прилавках (продукты тогда можно было приобрести только по талонам) и бесконечных очередях. Как однажды в редакцию пришла делегация женщин с митинга, на котором они требовали от властей выплатить детские пособия, которых они не получали несколько месяцев. В эти годы изменилось и название газеты: «Зори Октября» стали просто «Зорями».

Под парусом надежды

Прошли годы. Сейчас опять в стране не самые простые времена. Но Людмила Ивановна признаётся: «Могу точно сказать, что прожила счастливую жизнь. Наверное, потому, что занималась всегда любимым делом». Она вспоминает слова Александра Грина: «Всякий может иметь такие паруса, какие хочет».

— Журналисту должна быть интересна жизнь во всёх её проявлениях. Умрёт у журналиста любопытство — и нет журналиста. И он должен любить людей. Без любви ничего не получится, — отмечает она и продолжает свои размышления о журналистике: — Что мы можем сделать? Иногда помочь человеку в конкретном деле, в беде. А в сущности наш долг — разгадывать вместе со своими читателями этот ребус повседневности.

Людмила Бухало — разноплановый журналист. Из её материалов читатели узнавали о событиях, происходящих в районе, экономической и культурной жизни, о людях, которые ей бесконечно симпатичны. Она заслуженный журналист Кубани, награждена Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации. Имеет дипломы краевых творческих конкурсов.

Шрифт

Изображения

Цветовая схема