📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

Шипы и розы Натальи Бердниковой из «Кубанских новостей»

Памятными моментами из карьеры руководителя отдела политики «КН» поделился Иван Карасев

В трудовой книжке Натальи Бердниковой есть только одна запись по журналистскому профилю – краевая газета «Кубанские новости». Ей Наталья Викторовна посвятила более четверти века. Больше 30 лет – в журналистике. Сегодня она, как и много лет назад, руководит отделом политики в «КН». Член Союза журналистов, заслуженный журналист Кубани, заслуженный работник культуры Кубани. Награждена почетными грамотами ЗСК и администрации края.

Человек с ружьем

– В 1992 году из-за чеченских событий мы были вынуждены уехать из Грозного, – рассказывает Наталья Викторовна. – Накануне мой муж Владимир Бердников приехал в Краснодар на поиски работы. До этого он работал в республиканской газете «Грозненский рабочий», возглавлял отдел промышленности, а теперь решил устроиться в краевую газету «Кубанские новости». Сначала мы жили в Крымском районе, муж был собкором.

Однажды первый главред «КН» Петр Придиус был проездом в тех краях и заглянул в гости. Увидев, в каких спартанских условиях живут Бердниковы, заявил: «Собирайтесь в Краснодар!» Он договорился, чтобы семье журналистов предоставили общежитие. Наталья тоже начала работать в «КН», а после смерти мужа продолжила его дело – стала руководить отделом политики в газете.

– Шел 1995 год, – вспоминает собеседница, – я раньше вела страницу читательских писем в нашем издании и вот стала редактором отдела политики. А тут выборы в Госдуму – одни из самых сложных для меня, наверное. Никогда не забуду, как ко мне в кабинет зашел один из кандидатов – верховный атаман Великого братства казачьих войск. Так себя называл генерал-полковник Виктор Коваленко. А с ним охрана – человек с ружьем. Я во время «беседы» все время просила атамана: «А можно человека с ружьем от меня подальше?» Уж очень он меня напрягал.

Эту думскую кампанию, хотя она была второй (первые выборы в российский парламент состоялись в 1993-м), можно считать вообще отдельной историй. Столько сразу абсолютно новых законов, правил, требований. И все это надо было знать. Иначе – катастрофа!

Нечего на зеркало пенять

Наталья Викторовна хорошо помнит и одно из своих первых «парламентских заданий», когда нужно было познакомить читателей с депутатами ЗСК первого созыва и законами, которые они принимали. А в 90-е годы пленарные заседания длились по несколько дней.

– Быть может, я слишком эмоционально подошла к написанию текста с одной пленарки, но выступления депутатов передала верно, – грустно улыбается собеседница. – Написала все как есть. Однако некоторые народные избранники обиделись и в повестку дня другой сессии в раздел «Разное» включили вопрос о том, как запретить мне посещать ЗСК и писать про депутатские будни. Меня тогда спасло вмешательство председателя кубанского парламента Владимира Бекетова. Он начал стыдить коллег, говорить, как же так можно с журналистом поступать, который пишет без прикрас. Спикер даже сказал им что-то типа «нечего на зеркало пенять»… После этого депутаты подостыли, успокоились, и моя с ними работа продолжилась, причем со многими из тех, кто был настроен против меня, я подружилась.

«Прыгай, я поймаю!»

Еще одна, можно сказать сюрреалистичная история случилась с Натальей Бердниковой во времена Александра Ткачева. Он тогда еще не был губернатором.

– Помню, в моем кабинете на втором этаже – «КН» располагались в те времена на Калинина, 339, – установили металлическую дверь, – рассказывает Наталья Викторовна. – Больше всего я боялась, что она захлопнется и не откроется. А ведь если чего опасаешься, то так оно и случается. И вот в один из дней звонит мне редактор Петр Придиус и говорит: «К нам едет депутат Госдумы Ткачев, встречайте и готовьтесь к интервью». Я начала суетиться, и в этот момент от ветра захлопывается с грохотом чертова дверь. Все, выйти не могу, дозвониться никому не могу. Со страха открыла настежь окно. Вижу, во двор въехала машина, из которой выходит депутат. Кричу ему: «Александр Николаевич, не могу выйти к вам, замок на двери заело, жду спасателей». А он смеется и говорит: «Прыгай, я поймаю». В итоге все закончилось хорошо, приехали ребята, которые открыли дверь.

Машина роз

И вовсе невероятная история с журналисткой приключилась, когда та начала разбираться с поступившей жалобой. Жители одного из районов Кубани написали письмо в газету и попросили помочь в решении их проблем. К местному главе они не могли попасть на прием, сколько ни писали, ни звонили ему. Наталья Бердникова, чтобы лучше вникнуть в суть проблемы, отправилась на место. Как тогда писали в газетах, «письмо позвало в дорогу».

– Договорилась о встрече с главой района, – вспоминает журналистка. – Сижу в его кабинете, жду, а он… сбежал через черный ход. В это трудно поверить. Ситуация кажется какой-то нелепой. Но да. Глава сделал вид, что ему срочно надо выйти, и больше не вернулся, секретарше пришлось извиняться. Материал без его комментария я написала, вложила в статью всю накопившуюся злость.

После этого инцидента журналистка попала в больницу. Нервы были на пределе. И вот вспоминает она:

– Лежу под капельницей, раздается телефонный звонок. На том конце провода говорят, что в редакцию приехал глава района (тот, который сбежал от меня) и привез целую машину роз. В качестве извинения.

Но самое памятное событие в журналистской практике Бердниковой произошло в 2019 году, когда она получила первую премию среди региональных журналистов, участвовавших в конкурсе Центральной избирательной комиссии России по освещению выборов, в номинации «Пресса просвещает, пресса мотивирует».

– Представляете, сижу в редакции и пишу очередной материал, – делится воспоминаниями Наталья Бердникова, – раздается звонок из крайизбиркома. И секретарь краевой избирательной комиссии Наталья Турищева поздравляет меня с наградой. Я даже не поняла с какой. Оказывается, в избиркоме шла прямая трансляция заседания ЦИК РФ, на которой были подведены итоги конкурса. Вот так случился мой звездный час.

Шрифт

Изображения

Цветовая схема