📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

«Золотой объектив» Кубани представляет свои работы в Эрмитаже

Фотограф «Краснодарских известий» Денис Яковлев отправился на форум «Диалог культур», который в эти дни в 17-й раз проходит в Санкт-Петербурге.

Фото "КИ"

В Питере — снимать!

В настоящее время Денис Яковлев принимает участие в форуме. А перед поездкой мастер дал интервью культурному обозревателю «КИ» Анне Климанц. Он рассказал, как повлияло закрытие популярных соцсетей и уход глянца на развитие фотографии в России, почему ему неинтересны персональные выставки и зачем фотографу самому принимать участие в фотосессиях.

— Денис, что тебе даст участие в форуме «Диалог культур»?

— Суть форума «Диалог культур» — показать разнообразие творческой молодежи в регионах России. Он проводится специально для поддержки молодых фотографов и документалистов. В его рамках будут проходить дискуссии и выставки, кроме того, каждый участник отправится в экспедицию: организаторы предоставляют порядка 10 городов, и это достаточно широкая география. Мне достался Петрозаводск, чему очень рад, потому что в других городах, в Нижнем Новгороде, например, я уже был. 

Скорее всего, буду делать проект о национальной карельской кухне. Также мне предложили принять участие в съемках фильма о работниках Эрмитажа. Сделать проект в городе, в котором никогда не был, в сжатые сроки, увидеть новую культуру, взаимодействовать с другими художниками — это интересно.

— Какие работы отправил?

— Около 30 снимков — я не знаю, какие именно отобрали, увижу их только на выставке. Выбрал две серии работ: одна из них победила на конкурсе «Золотой объектив» в 2023 году и предыдущая серия 2022 года «Рыба моей мечты», за которую получил специальный приз. Так как «Краснодарские известия» — это городское СМИ, сразу решил, что представлю работы, которые делаю именно для нашей газеты, как наиболее ярко показывающие край и отражающие специфику профессии.

«Важно бывать с другой стороны объектива»

— Мы с тобой кого только не снимали, но я до сих пор не знаю, как ты пришел в фотографию, а ведь ты чуть ли не со всеми краснодарскими СМИ сотрудничал. Рассказывай.

— Не помню, как получилось, но в какой-то момент наша компания, в которой я вращался, стала снимать на пленку, и мы много экспериментировали в этом направлении. А в СМИ вообще попал случайно: подруга работала на одном из городских порталов, и им требовался фоторедактор — человек, который подбирает фото под новости, формирует фотоотчеты, заказывает фоторепортажи. Я принес свои работы, редактор посмотрела и сказала, что они ужасны и ей не нравится ни одна, но так как она хочет уволить предыдущего сотрудника, меня возьмут. Купил фотоаппарат и стал заниматься делом серьезно. Меня всегда интересовал живой и непостановочный кадр.

Фоторабота Дениса Яковлева

— В каком жанре ощущаешь себя настоящим свободным художником?

— Репортажное фото — это то, в чем чувствую себя легко и уверенно: мне нравится наблюдать и подглядывать, придумывать проекты, взаимодействовать с героем. Часто делаю портреты, участвую в фешн-съемках, но репортаж — это мое.

— Если человек не фотогеничен и не хочет, чтобы его снимали, а сделать это нужно. Как выходишь из ситуации?

— Представляю себя на его месте. Не всегда хочется фотографироваться и важно бывать с другой стороны камеры, я убежден в этом. Фотограф, который не фотографируется сам, не может понять, что нужно другому. Поэтому стараюсь сам принимать участие в фотосессиях и прошу коллег меня фотографировать. Если человек отказывается, с ним нужно сначала поговорить, а не начинать снимать сразу, понаблюдать за ним, посмотреть на его пластику.

Фоторабота Дениса Яковлева

— Мне кажется, у тебя есть особый дар: ты знаешь, как показать героя интересно, раскрыв при этом его суть. Учитывая, что часто видишь его впервые…

— Если герой не улыбается в жизни, глупо заставлять его улыбаться на камеру, да и в жизни мы не улыбаемся постоянно. В основном срабатывают какие-то ассоциации, но важно помнить, что в фотографии участвуют как минимум двое.

«Предпосылок к открытию нового пространства нет»

— Мне кажется, что фотография переживает кризис. Это так?

— На самом деле, любители двигают фотографию вперед, и мне это нравится: они более смелые и мобильные и в силу своей ненасмотренности делают яркие, необычные кадры. И профи это подхватывают. Репортажная фотография сейчас переживает кризис, потому что многие СМИ закрылись, глянца в России почти нет, и многие фотохудожники выполняют в основном частные заказы. Поэтому я и хочу поехать на форум и посмотреть, что там будет представлено.

Фоторабота Дениса Яковлева

— Кем восхищаешься из современных фотографов?

-У меня был главный фаворит, который в свое время меня вдохновил, — американский фотограф Мартин Парр. Он берется за самые смелые темы, придумывает шокирующие проекты. Снимает смело и в лоб: подходит к людям на пляжах и открыто фотографирует. Рвет шаблоны.

— Когда мы увидим твою персональную выставку в Краснодаре?

— У меня было две выставки — одна в галерее современного искусства, а другая на старом заводе ЗИП, где мы растянули огромный баннер 6 на 9 метров на старом здании. Обе прошли достаточно успешно, и одна даже взяла приз как лучший региональный проект. У меня не такие большие амбиции в плане выставочной фотографии, больше нравятся проекты, не связанные с моей профессиональной деятельностью. Выставка фото в рамках чего-то неинтересна: хочется использовать другие медиа, проецировать фотографии, делать необычные печати.

— Тебе не интересно, а жителям города очень даже.

— Жаль, что прекратил деятельность фестиваль FhotoVisa, который привлекал в Краснодар именитых фотографов, чьи работы мы и не мечтали увидеть. Пока что нет предпосылок к тому, чтобы кто-то открыл в нашем городе новое пространство и, соответственно, краснодарцы могли видеть интересные выставки. Но, несмотря на спад, фотографы ищут выходы.

— Не раз замечала, что ты часто используешь мобильный телефон на съемках.

— Меня очень интересует мобильная фотография, и я снимаю на телефон каждый день. Уверен, что многие фотографы делают так же, ведь качество позволяет получать живые и динамичные снимки. Между кадрами, которые были сняты на камеру, не раз вклинивал фото, сделанные на телефон. Никто не увидел разницу.

— А ты умеешь делать классические черно-белые снимки?

— В Краснодаре есть сильный фотограф Юра Зайцев, и у него была своя мастерская, в которую можно было прийти и поучиться этому виду искусства. Я проходил его курс, мы даже устраивали ночи печати. Был не большой поток людей, потому что это камерный процесс и требует времени. Умею это делать, и иногда, ради магического момента появления изображения на бумаге, занимаюсь этим. Но моя стихия — это цвет.

Шрифт

Изображения

Цветовая схема