📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»
Фотокор газеты «Кубанская новь» запечатлел треть пути Курганинского района
Три с половиной десятилетия в объектив его фотоаппарата попадали горкомовцы, слесари, водители, комбайнеры, свинарки, телятницы, врачи, учителя, школьники и детсадовцы: в любом фоторепортаже главный герой – человек.
По выходным в их доме пахло пирогами и рыбой-жарехой. Чтобы провести время вместе, Володя, Тася и их сынишка Павлик забрасывали в речку удочки.
К речке и пикникам пристрастили Бурлуцкие и редакционный коллектив районной газеты: Первомай, День советской печати проходили на берегу Лабы. Таисия пела под гитару, Владимир разводил костер, удил рыбу, варил уху.
В будни Таисия Степановна была в работе, даже дома засиживалась над текстами статей. Владимир Павлович понимал, лишних вопросов не задавал, чем мог, помогал.
Возьмите в фотокоры!..
До его Таси и «Кубанской нови» в жизни Владимира Бурлуцкого были — целина, автоколонна, польская военная газета «Знамя Победы», фотолаборатория Дома офицеров, Адыгейский областной музей, газета «Адыгейская правда», в которой он работал нештатным фотокором.
В армии Володя освоил аэрофоторазведку – фотографировал местность с самолета, вертолета, с брони танка; сменив фотоаппарат на фотокамеру, снял 55-минутный фильм «Действия танковых войск в наступательной операции».
В «Кубанский нови» с фотообъективом дело сложилось не сразу: прежде чем сделать первый кадр в номер, он крутил баранку редакционного «Москвича».
При жизни, в интервью газете, Владимир Павлович не раз вспоминал, как привез в типографию линотип, заглянул в редакцию, и, решил во что бы то ни стало влиться в дружный коллектив. Его очередной приезд был личным: разложив на столе редактора (будущей супруги) Таисии Золотовой авторские фотоснимки, он сказал: «Возьмите в фотокоры!».
Фото редактор оценила. Но предложить могла только вакантное на тот момент место водителя. И Бурлуцкий согласился, перебрался из Майкопа в Курганинск.
Шел 1965 год. Снимки для «Кубанской нови» делали М. Якименко и И. Лопанди.
Уже в конце апреля на страницах «Кубанской нови» была опубликована первая фотоиллюстрация Владимира Бурлуцкого: с газетной полосы на читателя смотрел ударник коммунистического труда, слесарь пятого разряда, Павел Вербицкий.
Кадр был удачным. Не прошло и месяца со дня его публикации, газета опубликовала второй. На нем операторы полуавтомата по изготовлению баранок Мария Тамбовцева и Клавдия Пархоменко. Буквально для следующего номера – Владимир Павлович запечатлел работников молочно-товарной фермы №2 колхоза «Кавказ», еще через номер газету украсил художественный фотоэтюд «Маленькая мама».
Ради нужного ракурса – хоть на башню
Фотокором районки Бурлуцкий проработал больше трех десятилетий. Ради нужного кадра приезжал на место съемки на утренней заре, или напротив, задерживался дотемна. Чтобы сделать панорамное фото, поднимался на водонапорную башню и колокольню храма — под сенью которого по сей день ютится редакция районки — забирался в ковш погрузчика.
До того, как фотоархив нашего коллеги пополнил фонды местного исторического музея, снимки хранились в большом кожаном чемодане. Гостя в доме Бурлуцких по Серикова, мы доставали тот самый чемодан, перебирали черно-белые фотокарточки, вспоминали былое.
Не раз Владимир Павлович рассказывал историю спасения газетного номера, оставшегося без доброй половины текстовых материалов.
В тот день кто-то из коллег уехал на сессию, кто-то заболел. В редакции остались трое — редактор, ответсекретарь, фотокор. Ответственный секретарь разложил материалы, вызвал Палыча и, показывая незаполненные публикациями окошки, сказал: «Владимир Павлович, как хотите, но здесь должны быть фото. Тот прикинул, сколько, каких снимков нужно, прихватил фотоаппарат и поехал за нужными ракурсами.
Персональная фотовыставка и фотоаппараты в подарок
В этом году Курганинскому району – 100 лет. Треть пути его судьбу запечатлевал Владимир Бурлуцкий.
В год празднования 65-летия со дня присвоения Курганинску статуса города, исторический музей совместно с районной газетой «Курганинские известия» (преемницей «Кубанской нови») организовали фотовыставку фотокора Бурлуцкого.
Тогда — на снимках двух тематических стендов «Дети 60-х и 70-х» и «История в лицах» — многие курганинцы нашли себя, своих знакомых и близких.
Кадры Владимира Павловича передавали атмосферу событий, он был хорошим ловцом улыбок и живых эмоции, неравнодушный к людям и работе, умел сопереживать, видеть истинную картину происходящего.
Помимо фотографий наш коллега передал музею пять фотоаппаратов, в том числе модель первого советского массового фотоаппарата 1930-1949 годов «Фотокор № 1».
Слово современникам
Героем фотосъемок Владимира Бурлуцкого становился Александр Погосян — в 70-е годы заместитель председателя райисполкома, начальник управления сельского хозяйства.
Александр Хачатурович вспоминает:
— Володя Бурлуцкий часто наводил фотообъектив на тружеников сельского хозяйства. Вместе с ними в кадр попадал и я: затвор его фотоаппарата щелкал во время партийных, комсомольских пленумом и конференций, смотров подготовки техники к полевым работам, смотров культуры земледелия, уборки колосовых. Он снимал передовых свинарок, телятниц, пчеловодов и рыбоводов, знал не только фотодело, но и полевые дороги. В нем удивительно сочетались простота и интеллигентность. В его редакционную фотолабораторию захаживал первый секретарь районного комитета партии Иван Васильевич Кулинченко. Кулинченко увлекался фотосъемкой, печатать фотографии помогал Володя.
В прошлом заместитель председателя горсовета, директор профтехучилища №8 Алексей Иванович Куганов помнит, как после редакционного репортажа вдвое увеличился набор студентов. Владимир Павлович вел фотосъемку, Таисия Степановна готовила публикацию.
В училище Бурлуцкий приезжал не раз: он снимал строительство нового корпуса, первые и последние звонки. Благодаря ему, о событиях памятных дней выпускникам тех лет по сей день напоминают архивные фотокарточки.
На работе — отдыхаю, дома – работаю
20-тысячный тираж, презентации на ВДНХ, журналисты – признанные мастера, «Золотые перья Кубани» — такой была районка в годы работы Бурлуцких.
Чего не хватало редакционной чете, так совместного времяпровождения с сыном. Чтобы скрасить этот пробел, Владимир Павлович и Таисия Степановна брали Павлика на работу.
Смышленый парнишка научился набирать печатные тексты на машинке, но привлекали его совсем другие машины – УАЗик, «шестерка» и «Нива», что в разные годы выезжали из редакционного гаража; типографские станки; а еще – фотолаборатория отца.
При каждом удобном случае Пашка нырял в салон автомобиля: ну когда и где бы он увидел колхозную пасеку и полевой стан, когда бы попробовал свежевыкачаный мед на ломте хрустящего хлеба и колхозный – совершенно необыкновенный (как ему казалось) — борщ?
В ремонтных мастерских он крутился около комбайнов, тракторов и косилок. На полевых дорогах выучился у отца водить машину.
Ухабы полевых дорог были хорошо знакомы и Таисии Степановне: Заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат ордена Трудового Красного Знамени и медали «За трудовую доблесть» она бывала не только в залах райкома партии, ради своих героев добиралась даже на самые отдаленные поля и фермы.
Найдя себя в любимом деле, Владимир Павлович говорил так: «На работе я отдыхаю, дома – работаю». Выезды в поля, на фермы, заводы для него были возможностью самореализации, понимал он и то, что снимая на черно-белую пленку земляков, запечатлевает яркие события своего времени.
На пенсии Бурлуцкие не утратили интереса к жизни и газетам: читали местную и центральную прессу, обсуждали происходящие события в стране и в районе. Когда у Владимира Павловича резко упало зрение, Таисия Степановна читала ему вслух.
Они ушли. Но стоит открыть архивные подшивки газет, и — увиденные, услышанные и запечатленные ими в газетных строчках и фотоснимках события – оживают снова и снова.
Мы открываем, мы помним, мы не забыли.
Факт
Выезды в поля, на фермы, заводы для Владимира Бурлуцкого были возможностью самореализации. Снимая на черно-белую пленку земляков, он запечатлевал яркие события своего времени.
Шрифт
Изображения
Цветовая схема