📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»
Отряд под руководством Феодосия Иотки захватил плацдарм на острове Хортица, сутки его удерживал, отбив семь контратак врага
В первые же дни Великой Отечественной войны многие журналисты различных газет и радиостанций Краснодарского края ушли на фронт. Воевали достойно, многие пали на поле боя смертью храбрых. Тех, кто вернулся, пока они были живы, мы всегда чествовали в канун Дня Победы. До сих пор помнятся их фронтовые рассказы, горькие, тяжелые, но при этом удивительно светлые. Они же были победителями!
При этом есть у кубанской журналистики одно достижение, которому до сих пор завидуют наши коллеги из других республик, краев и областей. Один из журналистов Краснодарского края, собственный корреспондент газеты «Большевик» по Черноморскому побережью Кавказа Феодосий Иотка стал во время войны Героем Советского Союза. (Сейчас эта газета называется «Вольная Кубань»). Какая же светлая страница нашей истории.
Архивная папка с надписью «Феодосий Иотка» сейчас хранится в краеведческом музее курортного поселка Лазаревское. Очень тоненькая папка. Пара фотоснимков, автобиография, три справки и копия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года. «Присвоить звание Героя Советского Союза гвардии майору Феодосию Антоновичу Иотка». Подпись «Всероссийского старосты» Михаила Калинина. Когда началась подготовка к празднованию 65-летнего юбилея Союза журналистов Кубани, мне выпала честь его изучить.
Первые же строчки автобиографии убедили — наш брат писал, журналист. По стилю было видно, по легкости языка. «Родился я в 1913 году в селе Мельникове на Алтае. Рос в крестьянской семье. Учился в средней Белоглазовской школе. Еще мальчишкой вступил в коммуну, каждое лето работал на уборке хлеба и овощей, на заготовке сена. Примерно тогда же стал посылать заметки в районную газету «Коммунар». Когда в мае 1935 года призвали в Красную Армию литературной деятельности не бросил, сотрудничал в дивизионной газете «Боевая учеба». В январе 1938 года, после окончания действительной службы, был направлен на работу в качестве корреспондента в краевую газету «Большевик» Краснодарского края…»
Последняя фраза была подчеркнута красным карандашом, это уже специально для нас музейные работницы постарались. Но могли бы этого и не делать, все и так становилось ясно.
К сожалению, о журналистской работе Феодосия Иотко сообщалось очень мало. Стал собственным корреспондентом «Большевика» по Черноморскому побережью с корпунктом в курортном поселке Лазаревское. В июне 1941 года — призван в Красную Армию военкоматом города Туапсе. Ускоренный выпуск в Сталинградском военном училище. Январь 1942 года — в звании младшего политрука направлен на фронт. Первые сражения, еще оборонительные, отступала Красная Армия.
«В июле 1942 года во время боя за село Степановку, под Харьковом, тяжело ранило командира роты и командование перешло ко мне, — это строчки из автобиографии Феодосия Антоновича. — Мы держали оборону насмерть, хотя фашисты превосходящими силами атаковали несколько дней без остановки. Не раз поднимались в контратаку. Все огромное хлебное поле было усеяно осколками снарядов, в нескольких местах горели гитлеровские танки. Позиций мы не оставили до тех пор, пока не поняли, что бьемся уже в полном окружении. Тогда, сняв оборону, прорвались к своим…»
Тут же была приложена справка. «На общем собрании колхоза имени Куйбышева Харьковской области принято решение — очищенное от сгоревших танков поле N 3 назвать именем Феодосия Иотка, а самого его зачислить членом механизированной бригады, обрабатывающей это поле. 9 мая 1952 года».
Героическая оборона — это хорошо! Ну а когда в наступление? За что же Золотую звезду дали человеку, в конце концов? Оказывается, за форсирование Днепра! Знаменитый военный писатель Владимир Карпов в одной из своих книг рассказал всю правду об этой операции. Не было у нас, оказывается, на нее никаких сил. Гитлеровцы построили на правом берегу могучей реки оборонительный рубеж — Восточный вал. Надеялись задержаться там надолго, отсидеться, отдохнуть. Наши бойцы стали выходить к реке поздней осенью, небольшими группами, после тяжелых маршей. И сразу же, в соответствии с приказом маршала Георгия Жукова, начинали переправляться на подручных средствах. Тысячи смельчаков погибали еще в воде. А тех, кто достигал правого берега, ждал ад!
«А теперь представьте себе, как невероятно трудно малой горстке храбрецов удержать клочок земли на противоположном берегу в течение нескольких часов, а порой суток, — писал Владимир Карпов. — Израненные, порой превращенные в кровавое месиво, они держались до последнего вздоха, понимая, как важен этот кусочек берега для тех, кто скоро подойдет к Днепру вслед за ними. Каждый из них и все они вместе совершили такое большое дело, которое сберегло жизни сотням тысяч их боевых соратников. Если бы Днепр не был форсирован с ходу, сколько бы пришлось потерять жизней для того, чтобы преодолевать такую водную преграду, как говорится, в плановом порядке…»
Самые смелые замыслы крупных военных стратегов претворяют в жизнь простые солдаты. Мерзнут, мокнут, гибнут. И если остаются в живых, то побеждают. Кубанский журналист Феодосий Иотка осенью 1943 года был в центре самых страшных боев. Предоставим ему слово еще раз:
«Первая операция по форсированию Днепра и захвату плацдарма на острове Хортица в районе города Запорожье провалилась. Командир 60-й гвардейской дивизии сформировал новый отряд, в который вошли дивизионные разведчики, рота автоматчиков, солдаты стрелкового батальона и группа партизан. Командовать отрядом поручили мне. В ночь на 25 октября десант на плотах успешно форсировал Днепр и стремительным штурмом на кручах острова Хортица захватил первую и вторую траншеи немцев. Отряд отбил семь контратак, поддерживаемых танками и массированным артиллерийским огнем. Гвардейцы стояли насмерть, умирали в сражении, но плацдарма не сдали. В ночь на 26 октября на остров высадились основные силы дивизии…»
За этот подвиг и получил командир гвардейцев Золотую Звезду Героя Советского Союза.
Феодосий Иотка дошел до Победы. Остался потом в армии. Три года служил в составе советской военной миссии в английской зоне оккупации Западной Германии. Помогал возвращаться на Родину угнанным в рабство людям. Составлял списки солдат, погибших в концлагерях Дортмунда, Эссена и Боне. Вернувшись домой, воспитывал будущих офицеров в Киевском высшем инженерном авиационном училище. Дослужился до звания полковника. После ухода в отставку жил в столице Украины, написал повесть «Рассветы в дыму». Навсегда покинул нас в 1991 году.
Имя Героя Советского Союза Феодосия Иотка сейчас выбито на мраморных плитах мемориала героев в Сочи. На мемориале Горка героев в Лазаревском. На Алтае, в родной школе висит мемориальная табличка. И навсегда это имя вписано в историю Краснодарской краевой организации Союза журналистов России. Вот, оказывается, какую героическую эстафету мы сейчас продолжаем…
Игорь Сизов.
Шрифт
Изображения
Цветовая схема