📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

Кубанскому фотографу Юрию Ходзицкому-65 лет

Его путь в фотожурналистику начался в 14 лет в качестве внештатного фотокорреспондента «Комсомольца Кубани».

Сегодня 65 лет отмечает знаменитый кубанский фотограф Юрий Ходзицкий.

Известный кубанский фоторепортер, член Союза журналистов России, 3-кратный обладатель премии Союза журналистов Кубани “Золотой фотообъектив», медали президента России «За строительство Крымского моста» отмечает в эти дни также 50 лет своей творческой деятельности. И это не ошибка. Путь фотожурналиста наш коллега начал в 15 лет – он смог превратить детское увлечение в профессию на всю жизнь.

Портрет для Гурченко

Маленький Юра рос в творческой атмосфере. В доме мамы, Галины Васильевны, часто собирались ее знаменитые одноклассники: поэт Николай Доризо, дирижер Юрий Силантьев, киносценарист Михаил Львовский. Помнит и встречи с Самуилом Маршаком: мамина тетя трудилась у него литературным секретарем, и Самуил Яковлевич подарил мальчику свою книгу.

Отправной точкой в профессии стал фотокружок во Дворце пионеров. Его руководитель Валентина Зенкова была ему буквально второй мамой, открывшей путь в фотожурналистику. Именно она помогла Юре в 14 лет стать внештатным фотокором газеты «Комсомолец Кубани».

Василий Лановой

– Я был «сыном полка» – старшие коллеги наставляли, давали советы, но всегда относились как к равному. Своим учителем с большой буквы считаю легенду кубанской фотожурналистики Ивана Журавлева. Он научил главному: фоторепортер должен уметь все, аккумулировать мастерство всех жанров, – рассказывает Юрий Ходзицкий.

Его в шутку называют «звездным» фотографом. Он сделал множество фотопортретов знаменитых актеров. А началось все с… Людмилы Гурченко.

– Творческие встречи с актерами в 70-е годы проходили в краснодарском Доме офицеров. Мне поступило задание сфотографировать саму Людмилу Гурченко. Помню, пришел я к ней в гримерку с букетом роз, тут же зашли какие-то ее родственники с Кубани. Я сделал несколько портретов. Она и говорит: «Знаю я вас, фотографов. Снимков потом не дождешься». Я возражаю: «Людмила Марковна, я обещаю, что вам обязательно напечатаю». Она написала свой московский адрес и телефон: «Приходи или пришли по почте. Мне будет приятно». Слово я сдержал. Будучи в Москве, я ей позвонил и приехал в гости. Она меня угостила чаем и подписала свое фото на память. Встречу эту запомнил на всю жизнь, – рассказывает Юрий.

Евгений Евтушенко копия.jpg Евгений Евтушенко. Фото: Юрий Ходзицкий

По второму высшему образованию Ходзицкий – кинооператор игрового и документального кино. Его преподавателем был фронтовой оператор Игорь Дмитриев, а мастер-классы давал прославленный на весь мир Вадим Юсов, который работал с Тарковским, Данелией, Бондарчуком.

– Снятые им фильмы – киноклассика, их изучают на кинофакультетах. И мне очень близка манера Юсова: длинные планы, внимание к деталям, психологизм в каждом кадре, – говорит Юрий Ходзицкий.

Кастро приехал

В свой день рождения наш фотограф вспоминает не только рабочие моменты, но и забавные случаи из жизни.

– В те годы можно было поехать на Кубу, тем более мой двоюродный брат работал там на сахарном заводе. И я решил его навестить. Мы отправились на завод, сели обедать. И вдруг: «Ребята, сворачивайтесь, Фидель Кастро приехал». Я быстро накинул белый халат. Фидель со всеми поздоровался и, взглянув на меня, удивился: «О, молодые кадры, приятно видеть». Мне не терпелось крикнуть: «Да здравствует Куба». Все потом смеялись.

Будучи внештатным фотокором «Комсомольца Кубани» Юрий Ходзицкий устроился работать оператором аэрофотосъемки для нужд народного хозяйства, обучал космонавтов, был знаком с Поповичем и Титовым.

Но самым запоминающимся событием в ту пору он называет аэрофотосъемку трагедии в Чернобыле. О катастрофе никто ничего толком не знал, нужна была съемка с воздуха – оценить масштабы. Операторы летали вблизи от реактора. Датчики радиации зашкаливали.

– Из-за высокого уровня радиации на расстоянии 3 км от земли пленка была просто засвечена. Что-то снимать можно только на уровне 5 км. Нам необходимо было срочно собрать информацию и доложить правительству, поэтому все работали, не щадя себя… Все операторы, которые тогда со мной снимали Чернобыльскую аварию, уже ушли из жизни, – вспоминает Юрий Ходзицкий.

В кадре – Байконур

По его словам, авиация и космос прочно вошли в его жизнь. Он был на Байконуре, в Звездном городке и даже готовился к полету в космос на корабле «Буран». Он и сейчас фотографирует парады, авиасалон «МАКС» в Москве, другие значимые события.

Вот и свою первую награду Союза журналистов Кубани «Золотой фотообъектив» в 2013 году Юрий Ходзицкий получил именно благодаря увлечению космической темой.

– Я сделал репортаж о подготовке к полету кубанского космонавта Геннадия Падалки. Кстати, на следующий старт Падалки я повез спецвыпуск «Кубанских новостей», в котором рассказывались истории шести космонавтов – выходцев с Кубани. Эта газета побывала в космосе, – говорит он.

DSC_2596.jpg Геннадий Падалка. Фото: Юрий Ходзицкий

Одним из сложных моментов стали съемки наводнения в Крымске.

– Узнав о трагедии, я купил воду, свечи, спички и поехал на место затопления. Снимал то, что видел: люди были напуганы, растеряны. Когда раздавал воду, свечи незнакомым людям, они от сердца благодарили, – рассказал он.

В 2013 году Юрий Ходзицкий пришел работать в газету «Кубанские новости». Он снимал значимые для края события: сочинская Олимпиада, «Формула-1», присоединение Крыма, строительство Крымского моста.

– Когда объявили результаты референдума в Крыму, мы были в Керчи: какой был праздник: люди поздравляли и плакали от радости, угощали друг друга шампанским. Я словно пережил День Победы! – вспоминает он.

Трудные награды

Логическим продолжением были репортажи о ходе строительства Крымского моста. За серию этих фоторабот Юрий Ходзицкий получил медаль президента «За строительство Крымского моста» и свой второй «Золотой объектив». Ну а третье Гран-при этого престижного конкурса было 2020 году. Жюри по достоинству оценило его фоторепортажи из «красной зоны» Краснодара, Горячего Ключа, Крымска.

Как и во время Чернобыльской аварии, Юрий снова рисковал здоровьем с фотокамерой в руках. Говорит, что страха не было – была задача показать подвиг врачей, правду о коварной болезни, в которую поначалу многие не верили.

– Самым сложным была не работа в защитном костюме, а психологическая обстановка, хотя я стараюсь не поддаваться эмоциям. В таком объеме «красную зону» никто не снимал, это были не парадные снимки, а жизнь с изнанки, – вспоминает Юрий.

По-настоящему он гордится еще одним своим снимком.

Владимир Путин

В 2011 году в Новороссийск приехал Владимир Путин – участвовать в патриотическом байк-шоу.

– Он прилетел на вертолете, фотографов собрали на огороженной точке съемки. Так как я стоял ближе всех, мне удалось сделать уникальный кадр президента на мотоцикле на фоне российского триколора. Эту фотографию потом видел во многих изданиях, – говорит Юрий.

По его словам, он редко снимает что-то для себя – нужно особенное состояние. Хотя с воодушевлением рассказывает про серии фотографий из путешествий: Индия, США, Иордания, Египет, Таиланд, Вьетнам, Куба, Филиппины – вот далеко не полный список стран.

– Больше всего мне нравится делать портреты. Стараюсь не просто нажимать на кнопку, а через кадр раскрыть настроение, характер, душу человека. Не снимаю детей, закаты и храмы – это само по себе красиво. Всегда хочется найти оригинальный ракурс, увидеть необычное в обычном. Ну а мечта у меня одна – сделать кадр века, эдакий символ времени, эпохи. Пока такой фотографии у меня нет, но я над этим работаю, – обещает юбиляр.

Полина Фалина, «Кубанские новости».

Шрифт

Изображения

Цветовая схема