📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

«Творения природы совершеннее творений искусства»

Фото Landshaftdizajn.ru

                           А  ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ…

Что ни говорите, а на даче все же жизнь не так однообразна, как в конторе иди на производстве, где все повторяется изо дня в день. То ли дело природа! Еще мудрец Цицерон говорил: «Творения природы совершеннее творений искусства». Верно.

Конечно, но дача  — своеобразная природа, как говорится, строго ограничена заборами. Хотя не только на шести, на четырех сотках происходит столько событий, что не хватит нм какой книги, чтобы все запечатлеть, Наверно, такую книгу имел ввиду бессмертный творец «Фауста» Гете говорил: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания…»

 Немало и других мудрых высказываний вспоминается, когда сядешь отдохнуть после трудной, но приятной возни с землей и растениями. Да еще и сосед прибавит мудрости, когда тоже присядет на лавочку. Сейчас редко ее встретишь на дачах: почему-то люди боятся их ставить или сооружать. То ли не хотят, чтобы отвлекали от работы (если есть лавочка, обязательно найдется и желающий отдохнуть на ней, а без внимания его не оставишь!), то ли боятся, что с ее помощью можно легко перелезть через забор и устроить шкоду. Нет, скорее потому, что уж очень узкие у нас улочки: поставят два соседа лавочки напротив и машина не проедет!

Но мы все же нашли место для отдыха, когда сооружали совместный забор: на границе участков сделали углубление и поставили лавочку. Может быть и напрасно ( пока, правда, никто не перелезал через забор) , но устроить перерыв в работе и поговорить по душам, по вспоминать она помогает.

А вспомнить есть что, особенно соседу —  он лет на десять раньше меня приобщился к природе и был среди первых дачников на нашей улице. Рассказывает он всегда темпераментно, с юмором и сам смеется от души. В это время он непроизвольно снимает очки, и ты видишь удивительно добрые глаза, с детской непосредственностью и чистотой взирающие на собеседника. Смеется он взахлеб и так заразительно, что и ты начинаешь хохотать.

Но на этот раз он был задумчив и сосредоточен.

    — Для чего человек живет? – философски начал он разговор в очередную паузу в работе, приседая на лавочку. – Древние мудрецы говорили: человек должен употребить первую часть своей жизни на то, чтобы беседовать с мертвыми; вторую на то, чтобы разговаривать с живыми; третью на то, чтобы беседовать с самим собой.

   — А что значит «беседовать с мертвыми»? – высказал я свое недоумение. – На кладбище что ли ходить чаще?

   -Беседовать с мертвыми – значит читать книги. Учиться уму-разуму с помощью великих людей прошлого, —  он внимательно посмотрел на меня, словно проверяя понятна ли его мысль. – Чем больше человек прочитает в детстве и юности, тем более правильным и осмысленным будет выбор жизненного пути. Но и вступив во взрослую жизнь, нужно продолжать учиться, перенимать опыт других, советоваться с ними и помогать другим… Да и не только советом. Доброта и знание спасут мир. Живи с людьми в ладу, не возносись, не таи хорошее. Короче, разговаривай с ними как с равными.

Он помолчал, окинул взглядом позолоченную осенью березку около калитки его дачи и, кивнув на нее, продолжил:

-Гляжу на нее и вспоминаю свою юность. На Алтае оно прошло, Начнешь с Алтая да так по и по всей стране пройдешь – во многих местах довелось побывать: и на Дальнем Востоке, и на Крайнем Севере, и в Средней Азии… А прижился только на Кубани… Давно читал я «Историю Государства Российского» Карамзина, — увидев мое удивление, пояснил: — Да еще в советское время, когда этот двенадцатитомник был, по сути дела, под запретом. Удивительное дело: почему мы не любят прошлое? При советской власти все хаяли царскую Россию, сейчас – советскую власть… Ну, да Бог с ними, вернемся к Карамзину. Он говорил: « Жизнь наша делится  на две эпохи: первую мы проводим в будущем, а вторую – в прошлом. Вот первые две части жизни проходят с устремлением в будущее: учимся, работаем, воспитываем детей, создаем материальную основу  будущего Пока всего этого достигнешь, тут как тут старость. И начинаешь беседовать  с самим собой: что удалось сделать, что не сбылось, что нужно было бы сделать, чтобы все удалось… Начинаешь жить прошлым. Но не вспомнив прошлое, не поправишь и настоящее. Есть такая высокопарная мудрость: человечество идет в будущее со взором, обращенным в прошлое…

Он замолчал и закрыл глаза. Казалось, дремота покорила его. Но неожиданно сосед встрепенулся, обвел взором нашу улицу, останавливаясь на новых добротных домах, появившихся в последние годы. Не оставил без внимания и свой дом, который построил перед уходом на пенсию. И, видимо, отвечая на свои мысли, заговорил стихами:

             Коль можешь не тужи о времени бегущем,

             Не отягчай души ни прошлым не грядущим,

              Сокровища свои потрать, пока ты жив:        

       Ведь все равно в тот мир престанешь неимущим…

Я вспомнил, что это стихи Омара Хайяма и предположил, что сосед думал о детях, которые уже сейчас, при нем живом, грызутся за наследство.

   -Трагедия старости не в том, — отвлек его от грустных мыслей, — что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым.

    Сосед удивленно посмотрел на меня:

    — Да, ты прав, старик, Старые хвалим мы года, но в новое время живем. То и другое должны одинаково чтить.

    — Что-то ты сегодня все о грустном говоришь. Посмотри какая торжественная сейчас природа. Надо и думать, и говорить о веселом, светлом.

    Сосед согласно кивнул… Вдруг он радостно хлопнул ладонями по коленкам и улыбнулся:

   -А помнишь как мы грецкий орех спиливали? На его место я и посадил эту березку!

Рассказ « Дачников скоро не будет? » читайте по ссылке.

Шрифт

Изображения

Цветовая схема