«Мамонт» кубанского телевидения. Как монтажер Шибакова перешла с кинопленки на «цифру»

Про монтажера Татьяну Шибакову коллеги в шутку говорят, что это не она пришла на телевидение, а телевидение образовалось вокруг нее.

И, правда, 55 лет работы на «ГТРК-Кубань» — рекорд, который до сих пор остается не побитым. Сегодня Татьяна Семеновна руководит архивом телеканала и умудряется держать в памяти все эфиры, начиная с 60-х годов. Накануне Международного женского дня мы рассказываем о самых ярких женщинах, работающих в СМИ Краснодарского края.

«Я с детства любила искусство, и особенно кино. На Кубани часто снимали фильмы, и мы с подружкой старались оказаться неподалеку от съемочных площадок, чтобы хоть краем глаза понаблюдать за волшебным процессом создания кинокартин, — вспоминает Татьяна Семеновна. – Поэтому я и поступила во ВГИК, правда, на экономический факультет».

Телевизора дома не было

В те годы Татьяна Шибакова и не надеялась когда-нибудь оказаться в режиссерской комнате или за монтажным столом — просто хотела быть рядом с искусством, но судьба о ней позаботилась. После первого курса на факультете поинтересовались, где студентка собирается брать материал для написания курсовых. В учебном плане все они были узко тематическими и касались организации работы на кино- и телестудиях. В библиотеках информацию не подберешь, нужны практические знания.

«В Краснодаре киностудии не было. Тогда я вспомнила, что недавно открылась краевая телестудия. Ректор одобрил и посоветовал устроиться туда работать», — вспоминает Татьяна Семеновна.

19-летняя девушка ровным счетом ничего не знала о телевидении, но ее не прогнали, а предложили пройти стажировку у старшей монтажницы. Татьяна Семеновна ходила учиться каждый день в течение шести месяцев, прежде чем ее взяли на работу.

К тому времени краевая телестудия существовала всего три года и была единственной на регион. Неудивительно, ведь и телевизор тогда далеко не в каждом доме имелся. К примеру, у Шибаковых его не было.

А работа монтажера оказалась очень интересная. В ту эпоху Московская телестудия не вещала на регионы, поэтому из столицы на Кубань привозили пленки для показа на местном ТВ. Приходили, к примеру, новогодние «голубые огоньки», концерты, фильмы. Татьяна Семеновна видела их первой в крае, ведь ее работой было отсматривать снятый  материал на наличие брака. В профессиональной среде существовал такой термин «не в рамку», когда кадр из-за неверной склейки при монтаже получался обрезанным. Шибакова должна была запоминать бракованные места в многочасовом фильме, а потом собственноручно их исправлять.

Скотч и ацетон

Вообще, по сравнению с современными технологиями, работа на телевидении тогда была очень трудоемкой. Это сейчас все делается на компьютере, а раньше киносюжеты рождались на монтажном столе. Собранный материал нужно было разрезать на кусочки в соответствии с задачей журналиста и режиссера, а затем искусно склеить в одно целое.

Кинопленку клеили ацетоном. В музее «ГТРК-Кубань», которым так же, как и архивом, заведует наша героиня, сохранены образцы прежних технологий. Татьяна Семеновна показывает мне пузырек с кисточкой и пресс, где кинопленку склеивали.

«Если ацетон был старый или некачественный, то кусочки пленки раскреплялись, и приходилось начинать всю работу заново. Потом появился скотч – он был для нас настоящим спасением, — вспоминает она. – Знаете, с помощью монтажа можно испортить передачу, а можно спасти. К примеру, надо снять, как машина едет по лесу и деревья на дороге колышутся, а оператор снял деревья не по ходу движения, а против. Получается ненатурально, режиссер работу не принимает, а доснимать времени нет. Что делать? Беру негатив и переворачиваю другой стороной».

 

Комсомольская свадьба

За 55 лет на рабочем месте телестудия стала для Татьяны Шибаковой вторым домом. Да и могло ли быть иначе, если своего мужа она встретила здесь же. Валерий после службы в армии работал кинооператором и очень скоро приметил симпатичного монтажера.

Сыграли свадьбу, на торжество пригласили всех сотрудников.

«Большинство ребят были одного с нами возраста, вот и получилась свадьба комсомольской – шумной и веселой, — вспоминает Татьяна Семеновна. – Кстати, это была первая свадьба на телестудии, и впоследствии молодая семья первая по очереди получила квартиру».

Некоторые коллеги удивлялись, как молодые могут находиться рядом чуть ли не 24 часа в сутки – и дома, и на работе. А ведь и ссоры случались – причем в основном по профессиональным поводам: из каких кадров лучше смонтировать сюжет.

«Знаете, я пробовала представить мою семейную жизнь, если бы муж работал в другой сфере, например, инженером на заводе. И я поняла, что мне просто не о чем было бы с ним разговаривать, — говорит Татьяна Шибакова. – У нас с Валерой всегда были общие интересы».

 

А как же творчество?

Однажды – после ухода на пенсию начальника киногруппы– Татьяне Семеновне предложили возглавить цех. Все основания к этому у нее имелись: и престижное образование во ВГИКе, и членство в партии, и многолетний опыт работы. Но Шибакова, не раздумывая, отказалась.

«Я подумала – чем я буду заниматься? Проводить собрания, ставить задачи, ругать провинившихся сотрудников, выдавать кинопленку… Это же административная работа, а где же творчество? Как же мой монтажный стол?» – объясняет свое решение Татьяна Семеновна.

Но технологии неумолимо шли вперед, и наступил момент, когда на смену кинопленке пришло видео.

«Я была в ужасе, — вспоминает наша героиня. – Переживала, что же буду делать. Как будто моя жизнь рушилась».

И тогда Шибаковой предложили возглавить архив телестудии. Поскольку краевой телецентр — один из старейших на юге России, то накопленный им материал со временем стал ценной исторической информацией и богатым источником сведений для новых сюжетов. К сожаленью, не все кинопленки сохранились до нашего времени – только лучшие и самые актуальные, которые отбирали сотрудники Госархива.

Когда Татьяна Семеновна перешла на новую должность, она ясно увидела свою задачу – не просто сохранять переданные на хранение пленки, но и расширять архив, а позже и оцифровать его, чтобы он стал легко доступным для использования.

«Сначала была большая проблема с кассетами – Москва присылала по одной штуке на редакцию. Журналисты заполняли ее, а потом стирали, чтобы записывать следующие сюжеты. Так многая информация безвозвратно исчезла, — вспоминает Татьяна Шибакова. – Тогдашний председатель Владимир Рунов предложил выход – переписывать сюжеты на кассеты VHS. Они, конечно, не такие долговечные, но в тот момент помогли справиться с проблемой».

Сегодня Татьяна Семеновна, работая под руководством Натальи Тованчёвой, хранит архив кинопленки с 1959 по 1995 годы. Часть его находится в стенах Госархива и выдается только по запросу. А запросов очень много, и не только от корреспондентов.

Шибакова помнит практически все отснятые сюжеты и может без компьютерного перечня найти нужный. Даже сейчас легко назовет фамилии героев репортажей и подпишет кадры.

Кстати, именно она настояла на том, чтобы в «ГТРК-Кубань» оставили телекино – аппарат, предназначенный для оцифровывания кинопленки. Во многих телестудиях от них давно избавились, и даже заводы сегодня такую технику не выпускают.

«В прошлом году мы перешли на «цифру», но знаете, я не жалею, что всю свою жизнь посвятила монтажу. И сейчас я тоже чувствую, что нахожусь на своем месте, — говорит Татьяна Шибакова. – Даже не могу представить, как я уйду на пенсию. Умом, конечно, понимаю, что однажды больше не переступлю порог нашей проходной, но сердце отказывается принимать этот факт».

 

 

Шрифт

Изображения

Цветовая схема