📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

Прославился на всю Россию: Максим Жмутский о своем вопросе Путину и будущем ТВ

Гендиректор МТРК «Краснодар» рассказал о своем необычном творческом пути, общении с Путиным и актуальных журналистских трендах

Фото yasnonews.ru

Руководитель телеканала «Краснодар» Максим Жмутский — один из самых узнаваемых медиамеджеров южного региона. Дополнительную, уже всероссийскую, известность ему принесло общение с Владимиром Путиным во время прямой линии президента с журналистами и народом в конце 2023 года. В канун профессионального праздника российских «смишников» Максим Жмутский дал интервью порталу «ЯСНО», рассказав, как подменял съемочную группу на прямой линии, какой путь проделал от молодежного лидера до гендиректора канала, каких успехов добился на нынешнем посту, и как он приспосабливается к глобальным изменениям на медиаполе.

Максим Жмутский: на встречу с Путиным вместо команды репортёров

— Максим Александрович, в прошлом месяце вам удалось задать вопрос Владимиру Путину на его большой пресс-конференции. Какие впечатления вы получили, обратившись к президенту? Как оцениваете результаты?

— Меня покорил высокий уровень организации, начиная от аккредитации участников и заканчивая непосредственно общением с главой государства. То, насколько легко, спокойно и чётко всё было сработано. И как сам президент спокойно и развернуто отвечал на самые разные вопросы на протяжении четырёх часов. В живую это довольно интересно наблюдать. Что-то для себя вынес в профессиональном плане.

Во время аккредитации на пресс-конференцию меня интересовала тема с транспортной доступностью ЮФО. Потому что в последние два года у нас дороги просто «трещат» от резко скакнувшего вверх трафика, а железная дорога еле справляется. А буквально накануне мероприятия начала муссироваться тема возможного открытия краснодарского аэропорта. И, как журналист я не мог такое тоже не спросить. Иначе бы кубанцы меня не поняли.

Признаюсь, не был уверен, что вопросы удастся задать. Поэтому был удивлен, а в начале и немного растерян, когда это получилось. И также не ожидал такого развёрнутого ответа от Владимира Владимировича. Он не отделался тремя фразами, а подробно объяснил, как планируется развивать транспортную систему Юга, привёл статданные и коснулся темы турпотока. И, не бросаясь словами, обрисовал ситуацию с аэропортом.

Да, уже после пресс-конференции Минобороны решили пока не давать добро на его открытие из-за вопросов с безопасностью. Но я верю, что вопрос будет положительно решен.

— Почему редакция решила отправить на пресс-конференцию директора, а не кого-то из известных корреспондентов? Ведь у вас лично должность больше административная, чем творческая.

— Более того, у меня и профильного образования нет. Так что я не журналист, а только учусь. Пытаюсь прибиться к этой когорте (смеется).

Если серьезно, мы подавали в заявку много людей. У нас должна была и съемочная группа ехать и корреспондент интернет-редакции. Но, признаюсь, тоже хотел попасть на мероприятие с президентом. Посоветовался с коллегами — решили, что я смогу поехать и помогать кому-то вести репортаж. Но нужно понимать, что по заявкам идет отбор от Администрации Президента, кого-то одобряют, а кого-то нет.

В итоге, к внезапному удивлению, отобрали почему-то только меня. Пришлось работать одновременно для телеканала «Краснодар» и «Радио Краснодар», а также для сайта нашего МТРК. Мне редакторы давали задание. Я оттуда снимал фото, записывал видео с синхронами, стендапами и видеорядом. Так что скучать не пришлось. Занят был довольно плотно. Считаю, что по итогу командировочные честно отработал.

Максим Жмутский: из политика и чиновника в журналисты

— Ваш карьерный трек довольно нетипичный. Обычно журналист делает успешную карьеру в СМИ, а потом уходит на госдолжность, в пиар, или в политику. Вы последовательно проделали обратный путь. Как оцениваете свои метаморфозы?

—  Действительно, «штормило» меня на карьерном пути сильно. Ведь заканчивал я вообще факультет мировой экономики в Сочинском госуниверситете. Планировал идти по «хозяйственной лини».

Более того, в юности я активно сторонился профессии журналиста. Хотя моя мама Татьяна Станиславовна Жмутская была создателем и главным редактором газеты «Неделя Геленджика». Она мечтала, что я пойду по ее стопам, предлагала попробовать написать колонки про футбол, которым я увлекался в школе. Но тогда медиасфера меня совсем не интересовала. А сами журналисты мне казались очень навязчивыми людьми.

Однако меня всегда интересовала жизнь людей в различных ее проявлениях. Еще в вузе в первой половине нулевых занимался активизмом, участвовал в КВН, вместе с товарищами создали моложёную организацию «Сила». Вместе с ней выступили на каком-то краевом конкурсе.

Помню, что на нем нас отметила Вера Фёдоровна Галушко, в тот период возглавлявшая краевой избирком. Тогда же нас взяли в оборот муниципальные и партийные функционеры, предложив возглавить отделение «Молодой Гвардии» в Геленджике. Вместе  со мной было несколько человек, которые с нуля создали довольно активное отделение, чем я горжусь до сих пор. Двое из них работают со мной и сегодня.

А в 2010-м я возглавил исполком местного отделения «Единой России». И вот там уже для меня началась серьезная организационная школа в плане взаимодействия с людьми и эффективной политической работы. В том числе работой с руководством города, общением со СМИ, постоянными встречами, приемами и разнообразными мероприятиями.

А через два года по приглашению тогдашнего мэра Виктора Александрович Хрестина возглавить пресс-службу Геленджика. На новом месте вместе с членами команды также вели бурную деятельность. Там я проработал 6 лет и после отставки мэра получил неожиданное для меня приглашение на пост заместителя начальника управления краевой пресс-службы.

В Департаменте вместе с коллегами занялся стратегической работой. Мы начали синхронизировать деятельность муниципальных пресс-служб, многие из которых к тому моменту продолжали «вариться в собственном соку». Устраивали обучающие семинары, запустили общие чаты и зумы, объезжали пресс-службы и «на земле» решали проблемы. Где-то коллег приходилось с нуля учить вести муниципальные паблики в соцсетях, где-то просто помогали улучшить эффективность работы. В Администрации края я проработал всего 10 месяцев, но и сейчас вижу результат своей работы.

Можно сказать, что каждый этап моей карьеры — это определенная школа, где полученные практические знания становились серьезным подспорьем на следующих должностях. Но как высказали, каждый раз — это метаморфоза. Приходилось трансформироваться в какое-то новое состояние. Такую же метаморфозу прошлось проделать, когда возглавил телеканал «Краснодар».

Само предложение у меня вызвало ступор. Это было совершенно новое направление. Вникал 3-4 месяца. Пришлось пообщаться с каждым сотрудником, понять все нюансы телевизионного производства, разобраться во многих мелочах. Это был огромный вызов. Но когда его преодолел, понял весь этот вкус творчества. Развернулся и стал получать кайф от журналистики.

Максим Жмутский: на капитанском мостике во главе телеканала

— Что сложнее: руководить телеканалом или быть главой пресс-службы мэра?

— Для меня более сложным оказалось руководством телеканалом. Отчасти, как уже сказал выше, это была «совершенно новая стихия». Но не только.

Любая пресс-служба — это часть общей большой команды. Даже возглавляя ее, ты действуешь в рамках задач, которые ставит руководство. А управление МТРК — это автономная работа. Ты сам определяешь стратегию, сам расставляешь задачи, несешь юридическую и материальную  ответственность. Ты должен постоянно планировать работу огромного предприятия, заниматься бухгалтерией и выплатами зарплат, думать о дальнейшем развитии. Да еще и добиваться успехов в конкурентной борьбе за любовь аудитории с коллегами из других СМИ.

Впрочем, и работу в мэрии лёгкой назвать тоже нельзя. Я очень благодарен Виктору Хрестину за возможность поработать в его команде. Это колоссальная школа, где мне довелось на практике учиться азам журналистского мастерства: писать текст, организовывать, а иногда и самому участвовать в съемках, продюсировать программы и мероприятия. И там же приходилось преодолевать огромнейшее число вызовов. Геленджик в нулевых годах совершил новый рывок в своем развитии. Внимание к курорту было колоссальное. И его проблемы были тоже масштабными. И позитивных инфоповодов было много. Поэтому рабочий график был всегда сложный. Приходилось дежурить по выходным или в ночное время, когда случались пожары с наводнениями либо проходили масштабные мероприятия.

Но руководство телеканалом еще сложнее. Тут ты как бы находишься в автономном плавании, отвечаешь за работу коллектива из более 100 человек, который должен успешно функционировать в режиме 24/7, за ресурсы канала, за каждое слово, сказанное в эфире. На посту главы МТРК больше личной ответственности, больший масштаб работы, и приходится прикладывать больше усилий для достижения успеха.

— Телеканалом вы руководите уже четыре с половиной года. Каких результатов удалось добиться?

— Главное, чего удалось добиться — поменяли отношение к МТРК у жителей и властей. Мы доказали, что телеканал города-миллионника достоин быть крутым, развивающимся и современным. Мы кардинально переоснастили, модернизировали материально-техническую базу, перешли на HD-качество вещания. Запустили передовую великолепную телестудию с четырьмя зонами, включая 3D-зону, зону со световыми панелями для спецпроектов, зону ток-шоу и интервью с дополненной реальностью, и традиционную зону новостей.

Еще мы полностью поменяли наш визуал, масштабно скорректировали редакционную политику, начали активно развивать присутствие в соцсетях и на видеоплатформах, обновили весь диджитал, а также в 2023 году запустили радио. Уверен, это будет мощный информационный ресурс, который понравится горожанам.

Кроме того, в 2020 году МТРК получил 22-ю кнопку, став общедоступным телеканалом, вещающим в сетке всех кабельных операторов. А еще — запустили свое вещание в Новороссийске. Мы удалённо вещаем из Краснодара, делая каждый день оригинальные новости с повесткой и съёмками в городе-герое.

Огромная проделанная работа — не только мое достижение, но и заслуга всего нашего коллектива. Без замечательной команды МТРК мне одному этого сделать не удалось. Также хочется выразить благодарность нашим краевым и городским властям: курирующиму на Кубани СМИ вице-губернатору Анне Алексеевне Миньковой,  главе города Евгению Михайловичу Наумову и руководителю профильного краевого департамента Галине Александровне Жуковой, поддерживающим наши инициативы, иногда довольно смелые.

— Какой контент чаще всего смотрят телезрители?

— В первую очередь телеканал «Краснодар» — это информационный ресурс. И мы видим по замерам, что такой формат востребован у нашей аудитории. Местные новости являются самым рейтинговым, «смотрибельным» нашим контентом. Именно поэтому за прошедшие четыре с половиной года мы приросли новыми выпусками. Они стартуют с 10 утра и идут каждые 2 часа. Это прямые эфиры с самыми актуальными новостями. В 7 выходов в день, плюс — ночные повторы. Но основной всплеск интереса приходится на 19-часовой и 21-часовой новостные выпуски.

Кстати, замеры показывают, что горожане очень любят прямые эфиры про локальные темы с местными героями. Сейчас мы можем устраивать такое вещание непосредственно с мест событий. Также у нас востребовано вечернее ток-шоу «18+», где обсуждаются злободневные социальные темы. Есть и свое политическое ток-шоу «Каркас идей».

Впрочем, наша аудитория (а это не только краснодарцы, но и многие жители из других населенных пунктов) с удовольствием смотрит культурный и аналитический контент. Например, у нас выходит бизнес-проект «Размер имеет значение» с  полезными кейсами для предпринимателей города.

Еще у краснодарцев очень востребованы наш проект «Карта квестов». В его рамках мы снимаем тревел-бродилки по нашим курортам: что обязательно там нужно посетить, какие достопримечательности посмотреть, где посетить и чем себя занять. Также активно развиваем спортивное направление. У нас идут трансляции матчей краевых команд, которые  раньше были доступны зрителям только по подписке на спортивных каналах.

Если говорить про программирование сетки, то из 24 часов в день сейчас МТРК «Краснодар» выдает порядка 17 часов местного контента: городского и краевого. Все остальное — это сериалы, фильмы и концерты.

Наша студия работает как цех на заводе. Каждый день в среднем мы создаем 3,5 часа собственного уникального контента. Это очень серьезный показатель.

Максим Жмутский: взгляд на тренды журналистики

— Отток аудитории в пользу соцсетей — общая тенденция для всех традиционных СМИ последних лет. Какие у вас рецепты борьбы с этой тенденцией? Насколько сейчас остро для СМИ ощущается конкуренция с блогерами?

— Дело далеко не только в блогерах. За последние 10 лет произошла масштабная информационная революция, которая в корне поменяла потребление информации в мире. Гигантски увеличилось количество разноформатных медиа, а также количество потребляемого человеком информации. Вместе с этим стал более доступным продакшн (хоть и в низком качестве),  а также способы донесения контента до аудитории. Тут блогеры лишь часть картины, хоть и существенная.

Но вернемся к ТВ. Если раньше аудитория шла в телевизор, то теперь телевизор должен идти за аудиторией. Если аудитория ушла в соцсети, телевизор должен идти в соцсети. Если аудитория смотрит видео на видеохостингах, телевизор должен идти на эти видеохостинги. Ты не притянешь на диван к пульту людей, которые привыкли жить с выключенным телевизором и потребляют контент в смартфоне. Значит, нужно быть доступным для смартфона и продвигать себя для такого потребления.

Работу с соцсетями на МТРК мы активизировали года три назад. Мы режем самые интересные фрагменты эфира и выкладываем их в паблики, создаем и свой уникальный контент. Соответственно, на одни платформы выкладываем ролики определенной длины: в Ютьюб и Рутьюб — получасовые, часовые; в Тик-Ток или ютьюбовский Шортс — на полминуты, минуту, две; в Телеграме перемежаем видео с текстом и ссылками на сайт.  Если есть возможность давать стрим или прямой-эфир из студии  на видеохостинге — мы туда даём.

Сегодня телеканал «Краснодар» можно смотреть везде. Новые форматы нужно интегрировать в свою работу и пытаться заходить даже на самые разнообразные площадки. Например, развивая спортивную историю, мы стали заходить на спортивные форумы и чаты Кубани.  Это тоже значимая работа, которая может увеличить «ядерную» аудиторию СМИ. Даже небольшая площадка может дать хороший трафик и лояльных зрителей. Но тут требуется грамотная работа и хорошие специалисты SMM-щики.

И к вопросу про блогеров. Мы четко поняли бессмысленность конкуренции с ними. Ведь это соревнование не с какими-то конкретными людьми, а со средой из миллионов человек. Кроме того, СМИ давно вынуждены отвечать за каждое слово, а блогеры только привыкают к этому.

Но тут есть важный момент. Если еще 5 лет назад телевидение притягивало зрителя за счет громких имен ведущих, то сейчас у аудитории спрос на инфлюенсеров в кадре. Их можно называть блогерами, экспертами, лидерами мнений и т.д. Уже несколько лет трендом федеральных каналов является интеграция в «телек» звезд соцсетей.

По этому пути идем и мы. В штате МТРК уже работает тиктокер, который на своем канале имел миллионные просмотры. Он отлично держится в кадре. Кроме того, у нас есть много других представителей блогосферы, к которым обращаемся за ситуативными комментариями.

Здесь интеграции и коллаборации — наиболее перспективный путь. При этом нужно понимать, что в ближайшие годы блогеры не заменят телевидение. Ведь уровень сложности решаемых нами задач на несколько порядков выше.

—   Нейросети — один из главных трендов 2023 года. Насколько плотно они входят в повседневную жизнь кубанской журналистики? И ждать ли нейро-ведущих на МТРК и других каналах в ближайшее время?

— Выражу личное мнение. Я против того, чтобы живых людей в кадре меняла картинка, созданная искусственным интеллектом. Зрители просто не поверят новостям, с нарисованным ведущим. При этом с нейросетями мы экспериментируем. Даже где-то «хулиганили» в кадре. Однако это не касалось важных тем и смотрибельных эфиров. И ведущих, созданных ИИ, у нас не было.

Но стоит понимать, что, если информационная революция в медиа уже произошла, то революция с нейросеятями идет буквально на наших глазах. Это завтрашний день развития технологий. Тут можно вспомнить последнюю прямую линию с Владимиром Владимировичем, где вопрос президенту задавал его двойник с помощью образа, нарисованного нейросетью. Искусственный интеллект нельзя игнорировать, иначе мы проиграем в гонке технологий. Но бесконтрольное его использование грозит утопить нас в море фейков. Поэтому внедрение ИИ — непростой вопрос.

На МТРК мы используем в соцсетях картинки, нарисованные нейросетями. Допускаем его использование в каких-то спецпроектах. Но зритель или читатель должен иметь возможность распознать, где реальность, а где продукт виртуальных технологий. Но нейросети не должны быть вместо человека. Они должны не заменять, а помогать журналистам, увеличивая скорость их работы, облегчая решение тех или иных задач.

Уже сейчас журналисты используют нейросети в качестве помощников: готовят вопросы для интервью, расшифровывают информацию, быстро находят те или иные факты, обрабатывают огромный объем данных, создают модные сейчас картинки. У нас этим пользуется интернет-редакция, чтобы сгенерировать конкретную информацию. Отдел графического дизайна их задействует. Но, пока мы присматриваемся к этим технологиям.

— Что станет главными трендами журналистики в 2024 году?

— Трендом продолжит оставаться идущая сейчас масштабная диджитализация СМИ. Это уже упомянутые нами нейросети и соцсети.

В целом диджитализация — это перевод всех аналоговых медийных форматов: текстовой, графической, звуковой – в цифровой формат. Идет снятие со СМИ ограничений, которые ранее накладывались тем или иным способом на создание контента. Не важно, являетесь ли вы газетой, радио, ТВ-каналом, журналом и т.д.. Создается новая среда, позволяющая доносить до аудитории вашу информацию. Часть полноценных редакций и вовсе сейчас существуют только на площадках в соцсетях, блогхостингах и мессенджерах, отказываясь даже от сайтов.

Как я уже говорил, СМИ подстраиваются под самые разные площадки, чтобы найти там свою аудиторию. При этом местом, где аудитория чаще всего потребляет новостную информацию, становятся соцсети и мессенджеры, а также мобильные версии сайтов. А видеоконтент постепенно вытесняет другие виды контента и активно осваивается разными типами медиа. А еще растет популярность подкастов. Модными по-прежнему остаются и технологии виртуальной и дополненной реальности, а также включение аудитории во взаимодействие со СМИ через интерактивность.

Также диджитализация позволяет изданиям собирать и анализировать данные о своей аудитории, чтобы лучше понимать ее потребности и предпочтения. Это помогает улучшить свой контент, оптимизировать рекламу и повысить уровень вовлеченности аудитории. Кроме того, появляется  контент, учитывающий предпочтения и интересы каждого отдельного читателя. Например, уже сейчас новостные агрегаторы и видеохостинги дают рекомендации, основываясь на предыдущих просмотрах и интересах пользователя.

Мне кажется, все остальные процессы в медиаполе Кубани в 2024 году будут идти под флагом диджитализации. Я уже провел стратегическую встречу с коллегами из МТРК и с нашей интернет-редакцией. Будем перестраиваться, заходить в новые платформы, экспериментировать с форматами. Так что смотреть «Краснодар» станет еще интереснее.  

Материал подготовили Дмитрий Мирошников и Мария Удовик

Шрифт

Изображения

Цветовая схема