📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

Журналист Татьяна Турко стала случайным свидетелем мошеннического развода

Она вмешалась в ситуацию и помогла незнакомой ей женщине. Практически на последней минуте смогла предотвратить выдачу кредита мошенникам.

В последнее время все чаще узнаем, что мошенники звонили от имени мобильного оператора, банка, полиции (а то и от всех по очереди), а затем взломали аккаунт в мессенджере, социальной сети или даже на Госуслугах и пытаются либо выпросить денег у знакомых, либо взять кредит от чужого имени. Самое интересное, что попадается на уловки злоумышленников не только старшее поколение, но и молодежь.

  • Дело было так. Мы с семьей в выходной день поехали в Горячий Ключ, — рассказала Татьяна Турко в материале. — Если кто там бывал, знает, что в центральном парке часто можно встретить рукодельниц, продающих свои работы туристам. Вот и в этот раз дочь повела меня на аллею, чтобы выпросить очередную милую вязаную игрушку. Стоим мы с ней, значит, выбираем среди многочисленной красоты, и тут я краем уха слышу телефонный диалог, который происходит между автором сих творений и неизвестным.
  • Я майор Иванов. Мошенники пытались взять кредит на ваше имя. Теперь вы проходите ответчиком по статье 205-й. Но никому нельзя говорить об этом, так как это тайна следствия и вы можете быть привлечены к ответственности за разглашение информации. Сейчас нужно закончить оформление, чтобы их поймать и спасти ваши деньги.
  • Поняла. А что же мне делать? Они, наверное, уже оформили на меня кредит, я же код продиктовала.
  • И тут я понимаю, что дело нечисто, тем более это видеозвонок в мессенджере, — пишет Татьяна Турко. — Точно мошенники! Конечно, в современном мире высок риск быть обласканным «незлым тихим», если влезть в чужой разговор, но вмешиваюсь, ведь человека просто нагло обманывают.
    Говорю женщине, что это аферисты. Она отвечает, что уже в курсе, так как сказала им код, и теперь ей звонят из московской полиции. Услышав наш разговор, неизвестный по ту сторону экрана спешит завершить разговор, сообщив, что он завтра свяжется для продолжения общения по данному «уголовному делу».
    Я объясняю мастерице, что это никакой не полицейский, так как майор уж точно не будет звонить по видеосвязи и требовать оформить кредит. Настоящий полицейский обязательно вызовет гражданина лично в участок. И тут мои доводы начинают приносить плоды: женщина осознает, что ее пытались нагло обмануть. Спрашивает, что ей делать, ведь она уже продиктовала код от Госуслуг и ей пришли коды подтверждения для оформления кредитов и кредитных карт из разных банков.
    Да, именно эффект внезапности и есть главное оружие таких негодяев. Им важно, чтобы жертва не успела сориентироваться и подумать. Мошенники обязательно будут подгонять, не дадут прервать разговор или перезвонить самим в тот же банк или полицейский участок.

Главное — не растеряться
Понимаю, что не смогу оставить человека в беде, и пытаюсь спасти ситуацию, вернув доступ к государственному порталу и выяснив, какую именно информацию она успела передать аферистам.
Оказалось, они уже успели узнать и данные паспорта, и код от аккаунта на Госуслугах. Понимаю, что счет идет на минуты. К счастью, мы с дочерью подошли вовремя, женщина не успела продиктовать коды подтверждения для оформления кредитов.
Быстро устанавливаю мобильное приложение Госуслуг на телефон человека, попавшего в такую ситуацию, при этом параллельно звоню в банк, чтобы заморозить возможность транзакций. На госпортал не могу зайти, так как в этот момент мошенники уже успели изменить данные входа. Восстанавливаю доступ, экстренно меняем пароли, привязываем настоящий номер телефона и почту.
Вижу, что женщина очень переживает, параллельно пытаюсь ее успокоить, ведь прекрасно понимаю, какой это для нее стресс.
Вернув законному владельцу аккаунт на Госуслугах, отзываю разрешения сторонних ресурсов, которые преступники успели дать для оформления кредитов. Вижу список заявок на кредиты и кредитные карты. Начинаем обзванивать банки, куда успели отправить запросы, чтобы не допустить оформления займов. В одном из них, где человек является клиентом, мы успели отклонить заявку с помощью оператора практически на последней минуте.

Будьте бдительны!
Собственно, схема злоумышленников была стандартной. Поочередно звонили и представлялись сотрудниками сотового оператора, портала Госуслуг и Центробанка. Далее подключалась «столичная полиция». Цель таких звонков — выманить у человека персональные данные, затем взломать аккаунт на портале, попытаться оформить кредиты. После этого «полицейский», чтобы «раскрыть дело», заставляет действительно их оформить и перевести средства на «безопасный счет»…
В итоге эта ситуация закончилась благополучно. Весь «путь спасения» занял у нас примерно 2,5 часа.

Этот случай произошел несколько месяцев назад, но не теряет актуальности и сейчас. Татьяна Турко описала случившееся и представила материал на конкурс финансовой грамотности, проводимый СЖ Кубани, и получила за него специальный приз.

Шрифт

Изображения

Цветовая схема