📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

Работы дипломанта конкурса «Золотое перо-2020» корреспондента газеты «Новороссийский рабочий» Виктории Николаенко

Фото novorab.ru

К 75-летию Великой Победы

Кровь и смерть шли по пятам

В гости к Вере Шваревой, 90-летней жительнице Новороссийска корреспондентов пригласил ее сын. «Маме не  дают покоя воспоминания военных лет, ей хочется поделиться с журналистами», — сказал он

И вот мы в гостях у Веры Дмитриевны. Она слышит наши голоса, улыбается, но …ничего не видит. Несколько лет назад она потеряла зрение.

 Вере Шваревой  было всего 13 лет, когда она оказалась в эпицентре боев за Новороссийск.

На глазах девочки-подростка погибла ее мама , а потом она видела смерть чуть ли не каждый день. Эти ужасные моменты навсегда остались в сердце незаживающей раной и стоят перед глазами, которые, увы, уже не видят окружающих.

В  памяти Веры Шваревой – множество воспоминаний о жизни военного и послевоенного Новороссийска. Она помнит и ночь высадки десанта на Малую Землю, тогда грохот от орудий  стоял жуткий, а накануне как безумные выли все собаки.

Свои истории Вера – на раз рассказывала сыну Сергею, который для женщины остался единственной опорой.

Нам, журналистам, Вера Дмитриевна поведала о самом трагическом моменте своей жизни.

— Так получилось, что мы с мамой остались в городе, вспоминает она, — сначала не хотели эвакуироваться, а потом уже это стало невозможным. Моя старшая сестра оказалась в эвакуации на Урале. Отца расстреляли фашисты.

Мы с мамой остались в нашем доме, на улице Суворовской, это место раньше называлось «Станичкой», но вскоре весь наш квартал стал полем для военных действий. То и дело приходили советские военные и просили переместиться нас куда-нибудь подальше. Мы пытались уйти, но слишком далеко не получилось. Нас приютила одна семья: там была бабулечка, молодая женщина тетя Оля и ее двое деток – мальчик и девочка Лара, лет двенадцати. Ну и мы с мамой. Прямо в доме, где полы были земляные, взрослые вырыли небольшой окоп-погреб и там мы все прятались во время бомбежек.

Снаряды рвались каждый день, мы глохли от их грохота и каждый раз боялись самого худшего. И вот в одну апрельскую ночь 1943 года бомбежка была такая, что, казалась непрерывной.

Мы как всегда укрылись в нашем окопе, но мама почему-то долго не приходила. Я звала ее громко. И когда уже отчаялась, она появилась в нашем окопе. Я уступила ей свое место, а сама примостилась чуть поодаль, места в нашем убежище было немного. Снаряды все рвались, казалось, фашисты хотят стереть всю Станичку с лица земли, они долбили по сто раз в одни те же точки. Прячась в нашем укрытии, мы с ужасом видели, как рушатся стены дома.

«Нашего домика уже и нет», — рыдали дети. Тетя Оля кричала от страха, Лара и ее братик тоже. Мы с мамой молчали, хотя нам также было смертельно страшно. Бабулечка молилась. Был момент, когда наступила в буквальном смысле мертвая тишина : снаряд попал в наше укрытие.

Какая-то доля секунды,  и я почувствовала жуткую, обжигающую боль, разрывающую руку, думала, что мне оторвало ее.  Я, видимо, потеряла сознание от этой боли. А когда очнулась, увидела ужасную картину: тело  мамы было разорвано пополам. Ноги Ларочки оказались присыпанными землей, а на коленях у нее лежала … оторванная голова тети Оли. Убило и бабулечку, и мальчика. Я думала, что и Лара мертва. Но она то и дело пыталась открыть глаза, видимо, была без сознания. А когда очнулась, стала звать свою маму, даже не понимая, что лежит у нее на коленях. Оглушенные горем и страхом мы, две девочки, просидели в нашем окопе почти двое суток. Все дома на Суворовской были стерты с земли, по которой растекались лужи крови.

Кое-как нам с Ларой удалось добрести до другого убежища, где люди сидели в подвале, пережидая, когда заглохнет адская канонада. Там была женщина–аптекарь, которая осмотрела нас. У меня оказалась перебита кость на руке, а у Лары – всего лишь была содрана кожа, но она заболела столбняком. Только через несколько дней мы попали в госпиталь.  Лару уже не удалось спасти. Но я помню, как она с надеждой спрашивала у докторов: «А я буду жить? Буду ли я жить?» Вскоре ее не стало.

Каждый день в госпитале кто-нибудь умирал. И привыкнуть к этому было невозможно.

— Уже попав после госпиталя в детский дом, я не могла даже учиться, — не сдерживая слез,  вспоминает Вера Дмитриевна. — В каком-то ступоре смотрела в стену или потолок. И передо мной стояло мертвое лицо мамочки. Взрослые говорили, что все это надо пережить. Но не получалось.

В детском доме, что находился в Белой Глине, во время войны было очень голодно, кормили плохо.  Потом всех эвакуировали в Подмосковье, там и встретили детдомовцы Великую Победу.

Вера выучилась на ткачиху, закончив ФЗУ – фабрично-заводское училище, работала в Подмосковье. А потом встретилась с сестрой и обе они вернулись в Новороссийск. Начали искать друзей, товарищей по школе. Один из бывших одноклассников и стал Верочкиным мужем.

Работа, семья, дети, житейские хлопоты, — все это не смогло заглушить боль потери, и сегодня, разменяв уже сотый десяток, Вера Дмитриевна признается, что ту апрельскую ночь 1943 года не забывала никогда. Много лет она хранила свои горькие воспоминания, делилась ими только с близкими людьми. А нам рассказала, чтобы молодые тоже узнали о тяготах войны. Чтобы помнили…

Встречная полоса

ДТП или автоподстава? Как докопаться до истины?

В одном из обсуждений в соцсети, где постоянно общаются автовладельцы, появилась такая тема — автоподставы. Выяснилось, что она представляет для многих недюжинный интерес

Из беседы водителей

«Такая ситуация, — пишет участник группы, — человек на авто случайно «притер» второго участника дорожного движения, двигаясь по односторонке в соседней полосе. Вмятин нет, царапина по кузову незначительная. Даже не заметил, что задел. Проходит пол-дня, ему звонят из ГАИ, обвиняют в ДТП. Пострадавший уехал с места ДТП и только спустя несколько часов обратился в ГАИ с записью видеорегистратора, чтобы по номеру авто найти владельца. Нашли. Теперь «виновнику» грозит лишение прав. Как доказать, что все произошло не умышленно и уехал потому, что не заметил проблемы?» — взывает о помощи автор этой истории.

«Насколько знаю, нет такого: не заметил. Пусть договаривается с потерпевшим и тот забирает заявление», — посоветовал ему знающий товарищ.

«Ребята, все это очень похоже на автоподставу, — комментирует еще один знаток, — поэтому берем срочно все записи с видеорегистратора,   смотрим и советуемся с юристом».

Эта тема показалась интересной и корреспонденту «НР».

Насколько часто происходят в нашем городе подобные случаи? Возможно, мы имеем дело с новым явлением. Пообщавшись со знакомыми, я выяснила, что в похожие переделки в последнее время попадали многие. И не только в Новороссийске.

Надо ли бояться?

Понятно, что принять такой «звоночек» не особенно приятно. И первое, что испытывает водитель – шок!

Подробные разъяснения по теме «Встречной полосе» предоставил старший инспектор ДПС Отдельной роты ДПС ГИБДД УМВД РФ по г.Новороссийску  Руфат Талыбов.

— Если человека вызвали в полицию, то не надо бояться этого визита, — разъяснил собеседник. – Самый верный шаг – прийти и разобраться. Если не сделать этого, водителя могут признать виновником ДТП. Суд рассмотрит дело в его отсутствие и примет процессуальное решение.

А вот когда водитель приехал, то мы назначаем экспертизу и разбираемся в ситуации.

Типичный пример. Водитель припарковал машину на ночь возле дома. Утром увидел царапину и вмятину. Тут он вспомнил, что вечером рядом стояла машина соседа. Обратился в полицию.

Мы вызываем этого соседа. Да, на его машине тоже есть царапина. Но это еще не значит, что повредил  автомобиль пострадавшего именно он. Как выяснить  истину? Ставим рядом обе машины. Царапины расходятся на 15 сантиметров по высоте. Тут «обвинитель», сам увидев это, начинает извиняться перед соседом. Дескать, прости, такой вот казус случился…

Участники эксперимента свободно разъезжаются по домам.

Поцарапал? Отвечай!

Другой вариант: царапины или вмятины совпали. Характер повреждений явно говорит сам за себя.

Тогда, как выяснила из рассказа старшего инспектора корреспондент «НР»,  участники разбирательства понимают, что машину потерпевшего явно «подрихтовали». И здесь тоже есть варианты развития событий.

Когда повреждения незначительные, «виновнику» можно поверить, что он и не заметил, как поцарапал чужое авто. Административное производство в отношении этого водителя прекращается. Ему выписывается  штраф – полторы тысячи рублей. А пострадавший идет в свою страховую компанию.

Другое дело – если и у самого водителя на машине серьезные вмятины, и у потерпевшего – краска ободрана, зеркало снесено. Едва ли такого наезда человек не заметил.

Тогда уже он несет ответственность за то, что покинул место аварии. А это – административный арест на 15 суток либо лишение водительского удостоверения.

— А если виновник сам возмещает ущерб потерпевшему? – интересуюсь у собеседника.

— Суд обязательно примет это во внимание. И наказание будет мягче. Действительно, получается, что водитель свою вину осознал, посодействовал в ремонте. К такому подсудимому отнесутся снисходительнее.

— Предположим, что виновный в ДТП водитель не хочет оплачивать ремонт. Может ли пострадавший обратиться в страховую компанию?

— Может. Но если судом будет доказано, что виновник аварии уехал с места ДТП,  то страховая компания вправе выставить регрессный иск водителю. И виновника обяжут покрывать ущерб.

— Как часто возникают подобные разбирательства среди водителей?

— В прошлом году официально зарегистрировано 818 таких случаев. Это что касается механических повреждений машин.

— Можно назвать эти конфликты автоподставой?

— Возможно, если один водитель требует возместить ущерб, не обращаясь в полицию, а другой может быть в этой ситуации вообще ни при чем.  

— Откуда чаще всего в полицию  поступают заявления от водителей?

— Как правило, из плотно заставленных машинами дворов. Где мало места, люди ищут парковку, и не всегда удачно паркуют автомобиль. Это дома «абвгдейки»по Анапскому шоссе. Также часто в сводках мелькает проспект Дзержинского 232, 230.

— А если в аварии пострадали люди?

— Тут все намного серьезнее — человек, находившийся за рулем,  несет уже уголовную ответственность.

Самый яркий пример – мужчина на «Митсубиси» ночью сбил пешехода. Водитель с места происшествия скрылся. Он не придумал ничего лучше, как подняться в гору и возле одного из карьеров сжечь свой автомобиль. Однако один из свидетелей запомнил фрагмент номера иномарки, дал еще кое-какие показания. Так удалось вычислить хозяина. Ситуация осложнилась еще и тем, что потерпевший пешеход  умер в больнице.

Как только мы вычислили подозреваемого, сразу наведались к нему. Он предстал перед нами не в лучшем виде: с царапинами на лице и на руках, что еще раз доказывало то,  что именно он и был за рулем и порезался о стекла.

Водитель стал уверять нас, что его машину угнали, и он не знает, где она. 

— Какие еще случаи бывали в вашей практике?

-Ситуации нередко похожи. Очень часто  водители, которые сели  за руль в пьяном виде, уезжают с места ДТП. А когда мы по горячим следам разыскиваем их,  то они заверяют, что выпили уже дома. Ссылаются на то, что перенервничали и хотели расслабиться.

 Такие водители  обманывают сами себя.  Оставление места ДТП уже приравнивается к тому, что человек находился в опьянении. И водителю грозит лишение прав в любом случае. А еще – и другие наказания.

Например, тот водитель «Митсубиси» оказался виновным и за   заведомо ложный донос,  и за то, что покинул место аварии,  и за то, что оставил сбитого им человека в опасности.

— Могут ли водителя, случайно зацепившего чужое авто, не выпустить в поездку, которую он собрался, пока идет разбирательство?

— Только в том случае, когда в ДТП есть пострадавшие, нанесен ущерб здоровью людей.

Хочу напомнить всем: если мы приглашаем кого-топриехать в роту ДПС, что отмахиваться от таких просьб нельзя.

Некоторые заявляют: «Вам надо – вы и разбирайтесь». Но есть закон о полиции, где прописана ответственность за подобное пренебрежение.

Руфат Талыбов посоветовал горожанам не ввязываться в драки и разбирательства на дороге, не вымогать денег с предполагаемых виновников, а обращаться со своей проблемой в роту ДПС. Тел. 26-02-02.

Встречная полоса

Операция «Пешеход»: иду куда хочу?

Всю минувшую неделю в городе проходила профилактическая операция «Пешеход». Поводом для того, чтобы в жуткую жару останавливать и водителей, и пешеходов, стала печальная статистика ДТП. Последний случай —  недавняя авария на Анапском шоссе, когда женщина, перебегавшая дорогу в зоне видимости пешеходного перехода, попала под машину и получила травмы

Цифра страницы:

Всего за 6 месяцев с начала года в городе произошло 44 ДТП с пешеходами, два человека погибли, 46  получили травмы.

Мелкими перебежками

Экипаж ГИБДД остановился на улице Героев Десантников, недалеко от ее пересечения с улицей Малоземельской.

Инспекторы ДПС Давид Данковцев и Анудин Кармов сразу же переключили внимание на пешеходный переход.

А мы со старшим инспектором отдела ГИБДД Натальей Мельниковой спустились чуть ниже: тут довольно часто люди неправильно перебегают дорогу.

Тут же нам навстречу вышел задумчивый молодой человек, как потом выяснилось, по имени Иван. Семнадцатилетний студент колледжа явно не ожидал во время каникул услышать лекцию от сотрудника в погонах.

Юноша в очках с толстыми линзами признался: он целыми днями сидит дома, читает книги, и за две недели вышел первый раз на улицу.

— На самом деле, это не оправдывает ваше передвижение вне «зебры», это очень опасно. Можно выходить из дома редко, но метко. То есть выйти – и тут же оказаться под колесами, — терпеливо, как всегда при общении с молодыми людьми, разъяснила Наталья Мельникова.

Автор этих строк заинтересовалась, чем же так зачитался юноша, что и на улицу не выходит.

— Читаю роман Достоевского «Война и мир», — был ответ.

— Но это же не Достоевский его написал, а Толстой, — поправляем мы студента.

Для нас, конечно, самым главным было понять: усвоил молодой человек урок сотрудников ГИБДД или так ничего и не понял. Поэтому и объясняли еще раз правила дорожного движения, и устрашающие примеры привели.

— Разрешите пожать ваши руки, — с благодарностью предложил Иван, и мы вздохнули с облегчением: значит, дошло.

По словам инспекторов, если таким образом удастся предотвратить хотя бы одну аварию, рейд прошел не зря.

Смышленые детки

Особенно приятно наблюдать, когда маленькие дети, что называется, назубок знают, как переходить дорогу. Веселая  компания таких «всезнаек» спускалась вниз по улице. 

Две мамы, Алина Ашурова и Мария Ткаченко, шли с малышами. Всего на двоих мамочек – пятеро детей. Они-то и рассказали, как и где нужно безопасно переходить улицу, за что получили в подарок светящиеся брелоки, которые можно повесить на рюкзачок или одежду и стать заметным в темноте.

Вдохновленные подарками ребята остались очень довольны встречей с полицией. А вот их мамы посетовали на светофор, что находится внизу, где улица Героев Десантников пересекается с проспектом Дзержинского:

— Когда переходишь здесь улицу, то едва успеваешь на свой «зеленый», — сказали они. – Взрослым людям, в принципе, легко. Но когда идешь с маленькими детьми, не укладываешься в эти секунды. Надо как-то перестроить режим и дать больше времени для «зеленого» именно пешеходам.  Да и на улице  Героев Десантников часто сбивают людей, в том числе и на «зебре».

Упрямая бабушка

Следующая картинка, которую мы застали, — это прямо смех сквозь слезы.

Пенсионерка с пакетом ринулась перебегать дорогу в неположенном месте, но мы ее окликнули.

— Пожалуйста, дайте пройти, — взмолилась женщина, — мне уже восьмой десяток, так плохо себя чувствую, а до «зебры» идти мне тяжело.

— А если вы под машину попадете, думаете, лучше будете себя чувствовать? – спрашиваем бабушку.

Но она, видимо, взбодрившись от беседы, сиганула на проезжую часть.

Честно сказать, корреспондент с замиранием сердца следила за кульбитами пенсионерки. Именно в этом месте много припаркованных машин, из-за них выбегающих на дорогу пешеходов не видно. Улица идет под уклон, водители часто здесь разгоняются, ведь пешеходного перехода нет!

Пенсионерке повезло, она успешно пересекла дорогу. Но что если это ее привычный маршрут в магазин за хлебушком? Как объяснить человеку, что для пожилых людей автомобильная травма может обернуться необратимыми последствиями? Ведь даже молодые люди порой долго восстанавливаются после аварий. Есть такие, кому положено раз в полгода делать капельницы, наблюдаться у врача. И это от того, что всего лишь один раз человек неправильно перешел дорогу! Удар головой об асфальт – и вот уже пострадавшего много лет преследуют головные боли, головокружения. А если были переломы, они тоже не проходят бесследно.

— Те люди, которые хотя бы раз прочувствовали на себе, что такое автомобильная травма, как правило, не рискуют здоровьем, — считают сотрудники ДПС. – К примеру, молодые люди, похоронившие своих товарищей, что разбились на машине или мопеде, становятся менее бесшабашными. Но какова цена таких горьких уроков!

А мальчикам не больно!

Водитель Игорь Федоров остановился сам. Нет, он ничего не нарушил. Увидев сотрудников ГИБДД, мужчина попросил, чтобы они провели беседу с его восьмилетним сыном Кириллом.

Мальчик уверен, что уже взрослый, и поэтому детское кресло в машине ему не нужно. На этой почве часто возникают споры с отцом. Вот папа и попросил, чтобы с ребенком поговорили «по-взрослому».

— А если в аварию попадешь, больно ведь будет! – объясняем Кириллу.

— Нет, мальчикам не больно, — упрямится он.

— Ты понимаешь, что когда ты в кресле или пристегнут, то можешь всего лишь немного удариться, а вот когда не пристегнут – сразу вылетаешь в лобовое стекло? — приводят полицейские случаи из практики.

— Да ладно? – все еще не верит Кирилл, но видно, что уже задумался.

Кстати, его папа остановился возле нас явно не зря. Кириллу, как пояснили полицейские, уже можно пристегиваться ремнем безопасности, а кресло пригодится младшему брату, которому всего полтора годика.

Отца же волнуют и другие проблемы.

В частности, ситуация на набережной, где каждый вечер случаются ДТП то на велодорожках, то в прогулочной зоне.

— Только вчера Кирилл ехал на велосипеде, а в него врезался парень постарше, на электросамокате. Сын ушиб колено. А чуть позже мы увидели еще одно подобное столкновение, более серьезное, опять с электросамокатом. Честно говоря, гулять становится страшно, на набережной движение очень опасное, — пожаловался Игорь Федоров.

Из маленьких хулиганов вырастают большие?

Еще один нарушитель, перебегавший дорогу не по правилам, не сразу, но извинился.

— Я в детстве был хулиганом, а теперь вырос и стал большим хулиганом, — сострил Дмитрий. – В общем, был не прав и исправлюсь, — пообещал «большой мальчик».

И мы ему поверили.

А почему не пропускаем?

Но сложнее всего оказалось общение с водителями–нарушителями.  Эти люди, не пропустившие пешеходов на «зебре», не хотели общаться с журналистом. И фотографироваться для газеты, кстати, тоже. Кому же охота, чтобы его «пропечатали»?

Женщина-водитель Ирина, не затормозившая на пешеходнике, внешне очень спокойна.

— Я из-за стойки собственного автомобиля просто не увидела переходившего дорогу мужчину, — пояснила она. – Такое бывает, когда видимость закрыта. Ехала не быстро. Вообще, перед «зебрами» никогда не гоню.

— Это типичное объяснение нарушителей: не видел, не заметил, — констатируют инспекторы.

А штраф «за пешехода» (если не предоставил ему преимущество) немаленький – полторы тысячи рублей. И водителям можно посочувствовать, потому что пешеходы порой особо по сторонам не смотрят, чтобы убедиться в том, что их пропускают. Бывает, что пешеход довольно далеко, и ты понимаешь: можно проехать. Но! По правилам движения нельзя.

— Если полосы не разделены  ограждением, водитель обязан остановиться, даже когда пешеход ступил на зебру аж на другой стороне улицы и вас разделяет как минимум три ряда, — разъясняют полицейские.

— Но при этом сзади сигналят, а то и крутят пальцем у виска. Как быть?

— Не обращать внимания, — советуют собеседники, — Правила для всех.

Уступи!

По словам Натальи Мельниковой, рост ДТП с пешеходами идет именно по той причине, что люди ходят по дороге там, где вздумается.

— В последнее время безопасных пешеходных переходов становится все больше. Их совмещают с искусственными неровностями, ставят знаки над дорогой, устанавливают мигающие желтым светом светофоры, — говорит Наталья Викторовна. –Появляются новые светофоры. Но вот пешеходы предпочитают почему-то ходить не по «зебрам».

Кому-то жарко идти до очередного пешеходника, кому-то — лень. А последствия бывают очень печальными. Осознали ли это участники нашего рейда? Хотелось бы верить.

Виктория Николаенко.

Уважаемые читатели! А где в городе не хватает светофоров, пешеходных переходов, искусственных неровностей и знаков?

Свои предложения вы можете направлять на электронную почту Vnicolaenko@mail.ru или звоните по тел.61-41-05.

Шрифт

Изображения

Цветовая схема