📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

Работа призера конкурса «Финансовой грамотности-2021» Алены Рафиковой, корреспондента газеты «Брюховецкие новости»

Фото банк Кубань Кредит

Большой вопрос в жизни маленького ребенка

Нужно ли обучать ребенка основам финансовой грамотности

У многих родителей есть четкие границы: что должно касаться их детей, а что должно оставаться настоящей тайной за семью замками. Многие мамочки, например, как можно дольше ограждают своего ребенка от финансовых вопросов. Другие же, в свою очередь, считают, что ребенок должен быть вовлечен в них полностью. На вопрос «изучать или не изучать финансовую грамотность ребенку», мы с вами и постараемся ответить.

Спросим у родителей. Прежде чем приниматься за рассуждения, предлагаю узнать мнения современных родителей.

— У моих детей копилка. Мне важно, чтобы они знали цену деньгам, поэтому мы определенный период времени собираем монеты, а потом смотрим, на что их можем потратить. Иногда дети заранее задаются целями, например, покупка игрушки, а потом мы вместе рассчитываем, за какое время мы можем на нее накопить, — рассказывает мама двоих детей Лилия.

— Мой Матюша еще маленький, поэтому серьезные вещи, касающиеся финансовой грамотности, мы с ним не обсуждаем. Но он знает, что каждое новое приобретение требует трат. Сейчас в школе программы обучения стали сложнее, и детки изучают финансовую грамотность уже с младших классов. Поэтому, на мой взгляд детей необходимо приучать к ее основам еще до школы. Хотя бы для того, чтобы у ребенка было сформировано понятие цифр и, конечно же, бережного отношения к заработку родителей, — делится с нами мама трехлетнего МатвеяЮлия.

— Денежных вопросов касаемся постепенно. Очень важно, чтобы  финансовая грамотность не стала для моих детей серьезным потрясением, а была, скорее, веселой игрой. С младшим Даней мы начали приобщение к деньгам с копилки, старшая Дарина уже уверенно ходит в ближайший магазин за мелкими покупками и потихоньку учится распоряжаться своими карманными деньгами. По-моему такой подход приучает детей к самостоятельности, — говорит Елена.

Учат в школе. О целесообразности обучения детей финансовой грамотности в школах говорится уже давно. В образовательных учреждениях Брюховецкого района данный предмет ввели в 2019 году в рамках внеурочной деятельности. Поэтому каждая школа сама решает, в каких классах его вводить и сколько часов посвящать изучению. Финансовую грамотность в школах ведут как преподаватели обществознания и истории, так учителя младших классов. Но обязательно прошедшие специальную курсовую подготовку.

— Школы района у нас полностью обеспечены учебниками по данному предмету. Как правило одно учебное пособие выдается ребенку на 2-3 года. Учителя ведут предмет по единой рабочей программе. Также ребята активно участвуют в онлайн-уроках, организованных центральным банком России. Благодаря им, школьники из любой точки России получают равный доступ к финансовым знаниям, общаются с профессионалами финансового рынка, а также подробно узнают о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт, — рассказывает методист районного Центра развития образования Наталья Хилько.

Пока уроки ведутся на добровольной основе, но по информации официального сайта «РБК», нам стало известно, что уже с 1 сентября 2022 года учащимся некоторых классов российских школ начнут преподавать «элементы финансовой грамотности» в обязательном порядке.

Что говорят эксперты? К счастью или к сожалению, но современный мир требует быстрого ритма. Сейчас некоторые детки только сев за парту, уже говорят на иностранных языках и решают уравнения с двумя неизвестными. Поэтому что уж тут говорить о такой житейской и необходимой в обиходе вещи, финансовая грамотность. Тем более, что по мнению экспертов финансовые задачи не только учат грамотному и бережному распоряжению финансами, но и развивают интеллект.

О важности изучения таких непросты вопросов мы поговорили с психологом брюховецкой СОШ № 1 с многолетним стажем Алисой Киреевой.

— О финансовой грамотности детей следует позаботиться как можно раньше. Важно, чтобы ребенок знал о существовании денег и денежных операций, умел распоряжаться своими доходами, а также приумножать сбережения и защитить их от финансовых мошенников, — говорит Алиса Борисовна, — В наш век современных технологий это особенно важно. Интернет просто пестрит разными псевдовыгодными предложениями финансовых вложений, впечатлившись которыми ребенок может поставить под угрозу не только свои карманные деньги, но и деньги своих родителей. Поэтому так необходимо научить свое чадо бережному и разумному отношению к деньгам, обезопасить его от коварных людей и научить в дальнейшем разумно решать свои финансовые проблемы.

Только вот теория — это, конечно, хорошо, но для полного усвоения материалов необходима и практика, которую можно получить в основном во внеурочной деятельности. Поэтому обучению ребенка общению с финансами родитель должен уделять ни чуть не меньше времени, чем, например, чтению или арифметике. А как сделать это проще и эффективнее, вы сможет прочитать в колонке, данной слева.

Ведите обучение правильно

По мнению специалистов приучать детей правильному отношению к финансам можно с ранних лет. При этом очень важно учитывать возраст ребенка и находить правильный подход к проведению занятий на каждом этапе его взросления.

В 3-7 лет. Малыши лучше всего усваивают информацию в ходе игры. Отлично для этого подойдет розыгрыш сценария общения продавца и покупателя. Полезно будет научить дитя сортировать деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе искать закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры. Такие манипуляции не только познакомят ребенка с деньгами, но и помогут развить мелкую моторику, внимание, речь, визуальную память и повысят интерес к математике. Также для лучшего усвоения информации включайте своим детям развивающие мультики. При их просмотре ребенок намного лучше усвоит полезную информацию и возможно даже решит углубить знания о ней дальнейшими расспросами у родителей.

В 7-11 лет. Младшим школьникам можно подарить копилку. Ребенок будет складывать в нее не потраченные карманные и подаренные на праздники деньги и самостоятельно сможет накопить на какую-либо желанную покупку.

Так же в этом возрасте уже можно читать различные развивающие книги, решать не сложные ситуационные задачи, играть в развивающие финансовую грамотность настольные игры — например монополию.

Ребенку 11-14 лет обычного понимания значения денег и их сущности мало. В это возрасте ребенка можно смело посвящать в темы о коммунальных платежах, налогах, тратах на продукты и так далее. Подросток должен понимать, что заработанные деньги не идут только на развлечения, но и в первую очередь первостепенные траты.

Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Помните, что давать дополнительную сумму денег до истечения месяца нельзя! Иначе урок попросту не будет усвоен.

В этом же возрасте ребенку можно сделать собственную банковскую карту с лимитом на траты.

В возрасте 14-18 лет подростку можно смело предложить подработку. Только обязательно у проверенного работодателя! Такой опыт поможет определить ему суть договорных отношений и лучше понять настоящую цену заработанных средств.

Как вариант, можно вместе вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на черный день.

Обучите свое чадо отличному лайфхаку — методу 5 конвертов. Такой способ откладывания денег отлично дисциплинирует человека и отрегулирует траты. Для его реализации необходимо разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.

Так же подростку можно предложить почитать более серьезную, развивающую финансовое мышление литературу. Такую, как: «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс, «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Они помогут лучше понять ценность денег и изучить способы управления ими.

Шрифт

Изображения

Цветовая схема