🕯 Книга памяти журналистов

Работа дипломанта конкурса «Золотое перо-2020» корреспондента сайта «Югополис» Людмилы Мецлер

Фото из архива Людмилы Мецлер

…Идет третья неделя длинных весенних каникул. Мой четвероклашка Саша очень скучает по учителю и одноклассникам и — о чудо! — уже неделю делает уроки без напоминаний. Основные задания его учителя на каникулы — чтение вслух, переписывание любых текстов с выделением орфограмм, повторение математических формул. В принципе это стандартные задания, которые обычно дают на летние каникулы. Три недели — это, конечно, не три месяца, но поверьте, и за двадцать с лишним дней дети, особенно младшие школьники, умудряются забыть немало. А забывать сейчас никак нельзя: впереди еще четвертая четверть и всероссийские проверочные работы.

Учимся учиться онлайн

В Краснодаре, как и во многих регионах страны, из-за распространения коронавирусной инфекции затянулись школьные каникулы. При этом субъекты с переменным успехом практикуют возможности удаленного обучения. Осторожно прощупывают технические возможности и пытаются налаживать системы, которые работают сейчас, увы, не идеально.

Чтобы дети совсем не расслабились, через неделю после начала каникул наш учитель предложила родителям дополнительно позаниматься с детьми онлайн на образовательной платформе «Учи.ру». Именно предложила, не требуя обязательно исполнения, несколько раз подчеркнув, что пока все на добровольной основе.

Для облегчения обучения она зарегистрировала всех детей на сайте, а каждому родителю отдельно прислала личный логин и пароль и попросила (не настаивала, нет) попробовать выполнить вместе с ребятами несколько заданий.

Мы зарегистрировались и прикрепились к учителю. Сначала в систему не получалось даже просто зайти. Сайт оказался перегружен, постоянно всплывало «что-то пошло не так». Осложняло задачу и то, что доступ к Интернету у нас только в смартфоне (мы живем в частном доме в одном из СНТ за краснодарским поселком Знаменским, и Интернет у нас не проведен).

При помощи учителя удалось во всём разобраться. Но до сих пор непонятно, мы ли делали что-то не так или давала сбой сама программа. Когда чудо-программа заработала, ребенок увлеченно (новый формат всё же) приступил к выполнению заданий, которые на портале оформлены в виде так называемых карточки.

Однако при этом выяснилось, что не все задания одинаково полезны. То есть не все бесплатны. И оказалось, что бесплатные заканчиваются, не успев начаться. В групповой чат с классным руководителем в мессенджере полетели однотипные сообщения от возмущенных родителей. Оказалось, лимит бесплатных заданий — всего двадцать в день. Обойти это ограничение в принципе несложно. Нужно только лишь заплатить. Открыть так называемый премиум-доступ за 4590 рублей в год.

«Не волнуйтесь, попробуйте в другое время, всё получится, пока выполняйте предложенные бесплатные задания — позже начнем выполнять мои»,— терпеливо поясняла педагог. В итоге, когда сайт загрузился, предложенные бесплатные карточки Саша отщелкал как орешки. Я, понимая, что, возможно, в недалеком будущем нам предстоит перейти на дистанционное обучение, недоумевала. Если оно будет проходить подобным образом, то говорить о хороших знаниях не придется. Двадцать карточек в день? В четвертом классе? К счастью, всё в итоге оказалось не так печально.

На следующий день начал заполняться раздел «Задания от учителя» (сайт один из немногих в стране в связи с ограничениями из-за коронавирусной инфекции предоставил бесплатный доступ ко всем ресурсам школ и учителей). В нем четыре предмета: русский язык, математика, окружающий мир и английский язык. По каждому предмету ребенку предлагается выполнить задания на карточках, которые сгруппированы по темам. За правильный ответ или решение дается один балл и открывается новое задание. Если ребенок ошибся, балл забирается обратно и предлагается сделать задание еще раз. Наконец сделал правильно — молодец, но следующее задание всё равно не откроется, пока не сделаешь еще парочку подобных для закрепления результата. Сделал всё? Получай заслуженный балл обратно.

Задания по сложности разные. Например, Саша, легко решив все задачи на движение и примеры с многозначными числами, споткнулся на теме «Единицы массы». Оказалось, давно не повторял и потому переводил 23 миллиона граммов в центнеры очень долго. А потом еще и возмущался, когда у него забирали баллы за неправильные ответы.

Задания, которые отправляет учитель, рассчитаны на несколько дней, чтобы не перегружать детей. В общем чате педагог периодически напоминает родителям, что дети должны заниматься только с удовольствием, недолго и, главное, по желанию. Тех, кто выполняет задания учителя, хвалит. В очередной раз, не увидев себя в списке «умничек», расстроенный Саша взялся за работу поплотнее. Похвала педагога — прекрасная мотивация к учебе.

А еще на сайте открыт доступ к бесплатным онлайн-урокам, которые проводятся в определенное время. Уроки для 4-го класса обычно начинаются в 14 и 15 часов. Первым Сашиным (и моим тоже) онлайн-уроком стал окружающий мир. Тема: «Астрономия. Мир глазами астронома». Длится 26 минут. Интересно и очень познавательно. С яркими картинками. Нам понравилось обоим. В конце урока для закрепления материала ребенку было предложено решить задания карточек.

Сегодняшние темы: «Страницы истории XIX века. Мир глазами историка» и «Изменение имен числительных». Саша поглядывает на часы. Ждет. Значит, действительно интересно… И это не может не радовать, ведь наших детей, растущих в окружении гаджетов, сложно чем-то удивить или увлечь.

Помимо обязательных программ много бесплатных игр, олимпиад, тестов. Сделали задания олимпиады по русскому языку. За ограниченное время нужно решить немало логических и достаточно непростых упражнений и задач. Сначала только и слышала: «Мам, не получается, что делать»?», а потом — «Вот я балбес, легко ведь так».

Вот так мы осваиваем дистанционное обучение. А с грядущей недели школы должны перейти на него уже официально.

Очень переживаю по поводу отсутствия Интернета. «Раздавать» его со смартфона на ноутбук по цене 75 рублей в сутки — удовольствие не из дешевых, по крайней мере для нашей маленькой семьи из двух человек.

Интересно, сколько в нашем городе семей, которые не имеют доступа в Интернет? И неважно, по каким причинам: нет возможности его оплачивать или он просто не проведен, как у нас. А сколько тех, у кого нет компьютера или ноутбука…

В связи с этим возникает главный вопрос: сможет ли дистанционное обучение быть всеобщим, когда станет из добровольного, как сейчас (в качестве факультатива на растянувшихся во времени каникулах), обязательным. И пока не ясно, как будет решаться проблема технической организации обучения для всех школьников региона.

Далёкий свет удалённого обучения

Во время весенних каникул краснодарские школы максимально подготовились к новой организации учебного процесса в условиях карантина. Я уже рассказывала о первом опыте столкновения с программами для удалённого изучения. И именно они помогли легче войти в учебный процесс. Но без сложностей, как всегда, не обошлось.

Я уже рассказывала о первом опыте столкновения с программами для удалённого изучения. И именно они помогли легче войти в учебный процесс. Но без сложностей, как всегда, не обошлось.

Выбрали сервисы, учителя и родители их освоили, а дети поняли, как и куда нужно зайти, чтобы выполнить предложенные задания. В принципе, было не сложно, весьма познавательно и интересно. Мой четвероклассник Саша занимался на платформе Учи.ру и, как и все дети, искренне верил, что и учёба будет такой же «ненапряжной».

– Мам, да не будет ничего сложного. Я же делаю сейчас все задания…

Однако я считаю себя родителем разумным и в «ненапряжность», особенно в четвёртом классе (тем более в четвёртой четверти) не верила, а потому готовила разленившегося ребёнка к серьёзным онлайн испытаниям.

И вот 13 апреля за полчаса до начала урока на платформе Учи.ру мы с Сашей разбирались, куда нажать, чтобы открылось то, что нужно. Конечно, многие посмеются над нами, мол, вот бестолковые-то, всё же понятно и просто. Но это был наш первый раз, а потому мы волновались. Я переживала, что мой старый смартфон в самый неподходящий момент заглючит и он перестанет делиться Интернетом с ноутбуком, а Сашка – что его не сможет увидеть учительница. Такого причёсанного и красиво одетого.

– Вдруг камера не работает? Этот ноут старше меня!

Но наши переживания были напрасны. Всё загрузилось, открылось, мы увидели в верхнем углу экрана учителя и невероятно обрадовались. Я тихонечко покинула комнату ребёнка, плотно закрыв за собой дверь… И вдруг возмущённый вопль.

– Мама, ничего не слышно! Что делать? Я так хотел поздороваться!

Перезагрузка результата не дала, «шевеление» проводами (ну мало ли) тоже. В итоге ребёнок расстроился. Долго следил глазками по экрану, пока учитель медленно выводила: «Я очень рада вас всех видеть».

Чуть позже в групповой чат прилетели первые в этой четверти домашние задания. По русскому языку – сделать упражнения, по окружающему миру – написать о Михаиле Ломоносове. А ещё нарисовать рисунок и сделать поделку на тему «Пасха». Домашнее задание прислала и учитель английского языка.

– Это всё надо сделать сегодня? Ого.

Уроки делал долго. Не мог собраться, делал глупые ошибки, я заставляла переписывать, ругала за почерк и медлительность. Заставила повторять правила по русскому языку. И заодно по английскому. От рисунка долго пытался увиливать, а после фразы: «Надо же ещё делать поделку» – совсем сник.

На следующий день уроки онлайн прошли прекрасно. Всё было слышно, ничего не зависало. Сашка остался доволен.

– Всё как на настоящем уроке, мы отвечали, записывали. Домашнее задание нужно фотографировать и присылать учительнице в личку!

Педагог английского языка задания даёт на платформе Российская электронная школа. Принцип тот же: сделал – скинул. Получил оценку. Плохо, что нет обратной связи. Может, это пока? Очень бы хотелось, чтобы уроки по английскому тоже были онлайн. Я, например, почти не помню язык и объяснить новую тему ребёнку не могу. Да и произношение у меня такое, что даже Саша закатывает глаза и вздыхает. Впрочем, количественные числительные, которые изменяются по падежам, как существительные, тоже заставили мои мозги шевелиться. Как хорошо, что мой ребёнок пока ещё учится в начальной школе.

Задания учителя по физкультуре делали вместе, с камерой. Саша отжимался, я снимала. Саша качал пресс, я снимала. Прыжки в длину с места снять оказалось сложнее всего. Сначала не получалось прыгнуть далеко и правильно. Когда стало получаться, начали подтягиваться зрители: то кот укладывался на нашу импровизированную спортивную дорожку, то трёхлетний племянник пристраивался рядом со словами «и Вова так хочет», то бабушка влезала в кадр с советами. У меня онемели пальцы от телефона и колени от сидения на корточках. Сашка отбил об дорожку всё что мог, вспотел, но в итоге прыгнул отлично!

Но дольше всего мы записывали видео, в котором Саша читал наизусть отрывок про подвиг панфиловцев. Оказалось, рассказать его онлайн не так-то и просто. Мой чтец постоянно запинался и хватался за голову.

– Не понимаю, почему не могу рассказать?! Я же выучил!

Через полчаса, когда за голову, а потом за сердце начала хвататься я, видео было записано.

…Позади две недели дистанционного обучения. Саша учится нормально. Онлайн уроки проходят интересно. Ему нравится. Домашнее задание стал постепенно делать без напоминаний. Но до дисциплины и ответственности, которые были раньше, при обычной учёбе, ещё далеко. Постоянное нахождение дома всё-таки очень расслабляет.

– Я хочу в школу. Я соскучился по учительнице и одноклассникам. Мы и в мае не будем учиться? У нас и выпускного, получается, не будет? И линейки торжественной? Как же так? Мама, когда закончится эта эпидемия? Когда будет хорошо? Ведь будет же?

Ох, ребёнок, как же мне хочется в это верить…

С новым годом! Учебным!

Новый учебный год по-прежнему вызывает немало вопросов. Причем даже ни сколько у родителей, сколько у детей.

– Никогда не думал, что скажу это, но я очень-очень сильно соскучился по школе, – заявил мой без пяти минут пятиклассник Саша. – Только вот не представляю, как мы будем учиться? В масках? И на линейке в масках? А в школу как заходить?

– Линейки будут только для первоклашек и выпускников, остальные дети сразу отправятся на Всекубанский классный час, – «обрадовала» я своего ученика. – На уроках будете без масок. И ваши учителя тоже. Заходить в школу будете через все входы, в том числе и запасные, чтобы избежать столпотворения. При входе всем будут измерять температуру. Если температура больше 37 — даже 37,1 — на уроки допускать уже не будут.

– И куда я тогда должен деться? Домой идти? А я же на автобусе школьном езжу в школу. Тут как дойдешь? – спросил Сашка, поставив меня в тупик. А действительно. Куда его? Классный руководитель тоже была не в курсе. Но посоветовала при выходе из дома измерять ребенку температуру, чтобы потом проблем в школе не было. Добавив, что это рекомендация Роспотребнадзора. Я, конечно, понимаю, что это правильно, и за ребенком должны следить, в первую очередь, родители. Но есть два но. Во-первых, ребенок может учиться во вторую смену, и померить температуру либо не сможет (если он ученик младших классов), либо просто забудет. А маме потом по телефону, чтобы не ругала, скажет: «36,6». А во-вторых, ребенок может элементарно перегреться по дороге в школу, переволноваться перед контрольной работой…

Ответил на Сашин вопрос «Куда должен деться ребенок с температурой?» оператор краевой горячей линии по вопросам организации образовательного процесса в новом учебном году (тел: 8(861) 298-25-97) Альбина Борисовна:

– Никто никуда ребенка с температурой не отпустит! Он будет находиться под наблюдением медицинских сотрудников до приезда родителей, либо отправлен на скорой помощи (если родители по каким-то причинам до сих пор не приехали, а ребенку становится хуже) в больницу. Если у него в итоге будет диагностирован коронавирус, все дети класса будут отправлены на двухнедельный карантин.

А вот на вопрос, будут ли отправленные на карантин дети сдавать тест на коронавирус, Альбина Борисовна ответить затруднилась, посоветовав мне обратиться либо в минздрав края, либо в Роспотребнадзор.

Номер горячей линии Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю – 8-9186774989 – был выключен. По другим номерам, которые нашла на официальном сайте, меня отправляли в минздрав. Туда же меня отправили и на горячей линии оперативного штаба по коронавирусу. «Все дороги ведут к вам» – порадовала я девушку на том конце провода, когда смогла наконец-то дозвониться на горячую линию краевого минздрава.

– Честно говоря, затрудняюсь ответить на ваш вопрос, – ответила мне она. – Попробуйте позвонить в Роспотребнадзор.

Мои закипающие мозги остудил мой рассудительный ребенок:

– Мам, ну как они сейчас могут знать, если никогда с таким не сталкивались? Будут решать по ходу.

В числе новых правил, о которых мы с Сашей узнали от его классного руководителя: обязательная обработка рук всех, кто входит в школу – дозаторы с дезинфицирующими средствами будут находиться во всех помещениях и, конечно, на входе в столовую. В школьных классах и коридорах дезинфекция воздуха будет осуществляться с помощью специальных устройств – рециркуляторов. Что это за звери из названия вроде понятно, но пока я их себе не представляю.

– Ваш класс, впрочем, как и все остальные, будет все время заниматься в одном кабинете, куда будут приходить учителя.

– А как же уроки технологии? ИЗО? Музыки? Учителя будут с собой все тащить? – удивился Сашка.

– Предполагается, что под кабинеты, требующие специального оборудования, при необходимости оборудуют актовые залы и школьные библиотеки.

Чтобы не сокращать уроки до 35 минут (о том, что это возможно, говорил руководитель департамента образования администрации Краснодара Алексей Некрасов) в нашей школе было принято решение перенести начало первого урока первой смены на 8 утра. И уроки оставить обычные – по 40 минут.

– Это мой школьный автобус будет выезжать в семь? – ахнул от возмущения Саша. – Лучше бы сократили уроки…

– Не лучше. Зато шестой урок будет заканчиваться в 12.45, а в 13.00 уже будешь загружаться в свой автобус.

– Все равно не понимаю: зачем переносить-то на 8 утра?

– Чтобы успеть в перерывах между сменами провести санитарную уборку. Представь, сколько нужно времени, чтобы все классы и коридоры обработать дезсредством.

– А перемены-то хоть будут? Или учиться только будем? – совсем сник мой ребенок.

– По словам вашего классного руководителя, на переменах выходить из кабинетов будет запрещено. Только если в крайнем случае и только в сопровождении учителя. Кстати, гардеробом, как написала в вацапе учитель, пользоваться тоже будет запрещено: все свои куртки-шапки будете оставлять в кабинетах. Придется родителям что-то придумывать со шкафами…

– Да уж, жесткий режим нас ждет, – подытожил Саша. – Но это все равно гораздо лучше, чем дистанционно учиться. Да и засиделся я дома…

Очень хочется верить, что, не смотря на все запреты и ограничения, наши дети по-прежнему будут с радостью ходить в школу, общаться, дружить, узнавать новое. Главное, чтобы они всегда были здоровы.

Шрифт

Изображения

Цветовая схема