i

ПРЕМЬЕРА ОТ НИКОЛАЯ ПОГОДИНА

На сцене театра драмы Краснодара готовится премьера «Кубанские казаки» по пьесе известного драматурга.


67 лет назад на экраны страны вышел легендарный фильм «Кубанские казаки» по пьесе Николая Погодина «Веселая ярмарка». Сталинская симпатия наложила негласное вето, и эта пьеса-сценарий – единственная из всего творческого наследия автора – ни разу не шла на сцене. Так что в сентябре в Краснодарском академическом театре драмы им. Горького будет двойная премьера: и пьесы, и спектакля «Кубанские казаки».

Несмотря на востребованность Николая Погодина в советское время, поиск оригинального текста «Веселой ярмарки» занял много времени. Только в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства), при поддержке Министерства культуры Краснодарского края, удалось достать оригинал 1950-года. Примечательно то, что на обложке издания пьесы написано в скобках «Кубанские казаки», хотя широко растиражирована легенда, что именно Сталин назвал фильм. Можно предположить, что автор такое название уже изначально предложил на выбор.

Пьесы Погодина не раз ставились на краснодарской сцене. Пресса 1939-го года из архива театра драмы: «Театр живо реагирует на появление новинок драматургии. Осуществлена постановка пьесы Н. Погодина «Человек с ружьём», где впервые артистом Сандро-Новиковым воплощён на сцене образ Ленина.». 1933-34 гг. — «Темп», 1939 г. — «Человек с ружьём», «Поэма о топоре», «Мой друг», 60-е гг. – «Третья патетическая», в 70-х главным режиссером театра, народным артистом РСФСР М.А. Куликовским поставлена сценическая композиция «Незабываемые годы» по трилогии Погодина.

Регламент взаимодействия с властью в те годы требовал наличие в репертуаре спектаклей, воспевающих идеи коммунизма и советской системы. Выбор режиссеров не случайно останавливался на пьесах Погодина, потому что он показывал не идеологию «с плаката», а от человека. Его социализм проявлялся в быту, реализовывался ежедневно в тысяче «мелких» повседневных дел. Погодин работал разъездным корреспондентом-очеркистом и фельетонистом в газетах, в том числе в «Правде», много ездил по заводам, новостройкам, деревням. Отсюда и достоинства погодинских пьес: актуальность и публицистическая достоверность затрагиваемых тем, многообразие событий и ситуаций, выхваченных из самой гущи действительности, а также новый образ «положительного героя». Обыкновенный человек, для которого, так называемый героизм, – будничное

явление. Он лишен абстрактного революционного пафоса, а дело, которому служит – судьба страны, стройка, колхоз – искренне волнует, тревожит и радует.

«Веселая ярмарка» — именно о таких людях, тех, кто в самые трудные времена умели оптимистично жить и трудиться. Причем персонажи выписаны настолько точно и объемно, что, по воспоминаниям участников съемок, которые проходили на Кубани в колхозе-миллионере «Кавказ» в станице Курганная, местные жители легко узнавали своих соседей и знакомых.

Пьеса так ни разу не ставилась в театрах, да и судьба у фильма сложилась непростая. После выхода картина с большим успехом прошла в прокате, стала одной из любимейших, песни «ушли в народ». Но уже спустя 6 лет, с легкой руки Хрущева, ее положили на полку. В конце 60-х про фильм снова вспомнили, отреставрировали, убрали атрибуты «культа личности» Сталина и любимые герои вернулись к зрителю. Милая наивность, искренние неподдельные чувства и безграничная надежда в светлое будущее – вот что делает «Кубанских казаков» до сих пор популярными.

Драматургу удалось показать совсем не героическую сторону жизни кубанских колхозников, а их искренние мечты, чаяния и любовь. Именно это и увидел в пьесе режиссер будущей постановки народный артист России, дважды лауреат премии «Золотая маска» Кирилл Стрежнев, главный режиссер Свердловского театра музкомедии (г. Екатеринбург): «…я не очень люблю быт, поэтому нашел небытовую идею: «Кубанские казаки» – история любви, замечательная и романтическая. Ярмарка выступает катализатором образования трех пар, которые обрели человеческое счастье через мечту. Ведь чем жив и славен народ наш? Тем, что он из любой, даже самой тяжелейшей ситуации находит выход, и здесь этот выход – ярмарка-мечта с ее райскими кущами, огромными арбузами, яблоками, гроздьями винограда, подсолнухами».

Спектакль «Кубанские казаки» приходит на ту сцену, которая и должна быть его по праву, у него есть все шансы стать любимым спектаклем для жителей Краснодара, а также визитной карточкой краевого театра драмы. Ведь там – наша история, мечты наших родителей и дедов, надежда и гордость стойкостью своей страны. Никола́й Фёдорович Пого́дин (настоящая фамилия — Стука́лов; 1900—1962) — русский советский сценарист и драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий (1941, 1951). Родился 3 (16) ноября 1900 года в станице Гундоровская (ныне город Донецк Ростовской области). Добровольцем служил в РККА. Работал репортёром с 1920 года в ростовской газете «Трудовая жизнь». Был разъездным корреспондентом газеты «Правда» в 1922—1932 годы. В 1951—1960 годы — главный редактор журнала «Театр».

Екатерина Пономарева, руководитель лит.- драм. части театра драмы

Просмотров: 108