i

АРКИ СКОРО ПОПЛЫВУТ

Севастопольские судостроители  завершают создание плавсистемы, которая доставит арки Крымского моста с керченской технологической площадки к месту монтажа – на фарватерные опоры в Керченском проливе.


Понтоны плавсистемы готовы и выведены из сухих доков «Севморзавода», уже на воде их объединяют в плавучие опоры, которые примут на себя тысячетонные арочные конструкции.

«Мы выполнили первый этап: сформировали и окрасили корпуса четырех понтонов, на их палубах смонтировали фундаменты под последующие металлоконструкции и палубное оборудование – лебедки, модули, гидро- и электростанции. Провели операцию по выводу понтонов из сухих доков и приступаем ко второму этапу – самому сложному. Он заключается в том, чтобы сформировать понтоны в плавучие опоры», — пояснил Игорь Дрей, директор филиала «Севастопольский морской завод» АО «Центр судоремонта «Звездочка» Объединенной судостроительной корпорации.

На втором этапе корабелы объединяют понтоны с помощью шести балок весом около 75 тонн каждая в плавучие опоры катамаранного типа, снабжают их так называемой обстройкой, рядом узлов, механизмов и систем, в частности – балластно-осушительной, которая позволит при необходимости изменять осадку плавопор. Выполнять операции балластировки плавопор судоводителям поможет специальная электронная система с контрольными датчиками в каждом из балластных отсеков понтонов.

Общий объем изготовления металлоконструкций плавучей системы для строительства Крымского моста на «Севморзаводе» – более 2600 тонн. Все работы осуществляются под надзором Российского речного регистра судоходства. В итоге мостостроители получат транспортный комплекс, который позволит с помощью буксиров поочередно доставить по морю к месту монтажа в Керченском проливе готовые арочные пролетные конструкции – сначала железнодорожную, затем автодорожную.

«Подготовка к сложнейшей морской операции по транспортировке и монтажу арок на фарватерные опоры ведется с самого начала строительства. Ключевые этапы проработаны еще на стадии проектирования моста, в детальной проработке операции участвуют профильные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, мостовики и судостроители, а также структуры, обеспечивающие безопасность судоходства в Керченском проливе, — рассказал заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Леонид Рыженькин. – И, конечно, в подготовке операции задействованы судоводители, которые проведут плавопоры с арками от керченского берега к фарватеру и обеспечат точное

позиционирование при подъеме конструкций на высоту 35 метров для установки в проектное положение».

Доставка арочных пролетов к фарватеру запланирована на конец августа-начала сентября. Сооружение таких арок – во многом уникальный опыт для российского мостостроения: арочные пролеты длиной по 227 метров, весом почти 6 тысяч тонн железнодорожный и более 4 тысяч тонн автодорожный еще не устанавливали в морских условиях.

Фото: https://yadi.sk/d/Si5NA1KD3J9Cju

Эпизод 1 – Создание плавсистемы для транспортировки арок на «Севастопольском морском заводе»

Севастопольские кораблестроители работают над созданием плавучей системы по заказу строителей Крымского моста. Задача плавсистемы – поочередная доставка по воде двух арок (самых габаритных элементов моста общим весом 10 тысяч тонн) к фарватеру и их установка на две мощные опоры, на высоту 35 м от зеркала воды.

Плавучая система создается из четырех стальных понтонов длиной 60,2 м, шириной 16,5 м, с высотой борта 5 м и весом более 660 тонн. Корабелы выполнили первый этап работы – подготовили корпусы понтонов, оснастили их необходимым оборудованием. Сейчас идет второй этап работы. Понтоны выведены из доков для дальнейшего объединения в две плавучие опоры по типу катамаранов. Их оборудуют специальными механизмами, которые обеспечат не только доставку арок, но и их подъем на опоры.

«Севастопольский морской завод» («Севморзавод») основан в 1783 году и является ровесником Севастополя. Над созданием плавсистемы для Крымского моста завод работает с июня 2016 года. Проектировщик – севастопольское ЦКБ «Коралл».

Таймлепс сборки арок (геотитр – Республика Крым): https://yadi.sk/i/e-4JDOZ-3FajAc

3D-визуализация сборки арок и морской операции по их доставке к фарватерным опорам: https://yadi.sk/i/W6rJcRRj3FY99V

Видео подготовки понтонов (геотитр — Севастополь): https://yadi.sk/i/-krwyvaD3J4Smy

Видео вывода понтонов из доков (геотитр — Севастополь): https://yadi.sk/i/5OOHGBjD3J4Tdu

Леонид Рыженькин, заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам компании «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» (геотитр – Керченский пролив): https://yadi.sk/i/a3iH9Thc3J8Nx3

«Подготовка к морской операции по транспортировке и установке арочных пролетов на фарватерном участке ведется с самого начала строительства. Ключевые моменты морской операции отработаны еще на стадии проектирования. Сегодня профильные научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, мостовики и судостроители, а также организации, отвечающие за безопасность мореплавания в Керченском проливе, дорабатывают детали этой сложной морской операции. Конечно же, участвуют в ней судоводители, которые непосредственно будут доставлять с керченского берега арки на фарватерный участок, где произведут позиционирование плавсистемы для установки арочных пролетных строений на фарватерные опоры на высоту 35 м от уровня воды. // Данная морская операция никогда в России и в Советском Союзе не выполнялась. Тот объем металлоконструкций, который будет с керченского берега доставлен и поднят на фарватерные опоры, он, конечно, сегодня уникален. Общий вес двух арок составит порядка 10 тысяч тонн. Плавсистемы, которые сооружаются сегодня на «Севастопольском заводе», они тоже имеют большой тоннаж водоизмещения, что позволит нам беспрепятственно подойти на фарватерный участок и после позиционирования установки на якорные системы плавсистемы поднять последовательно каждую из арок пролетного строения на готовые фарватерные опоры. // На всем периоде строительства все процессы технологические запараллелены. Одновременно на «Севастопольском морском заводе» ведется сборка и монтаж понтонных систем. Металлоконструкции, которые поступают с центральной России на крымский берег, из которых собираются фарватерные пролеты, они тоже сегодня в сборке находятся. Одновременно с этим идет монтаж, сборка и бетонирование фарватерных опор, на тела которых в дальнейшем будут установлены собранные на крымском берегу арочные пролетные строения».

Игорь Дрей, директор филиала «Севморзавод» АО «ЦС «Звездочка» Объединенной судостроительной корпорации (геотитр – Севастополь): https://yadi.sk/i/uN7azwmV3J4SYb

«На сегодняшний день мы выполнили фактически первый этап – этап строительства понтонов со всем насыщением понтонов, начиная от лебедок, заканчивая балластными цистернами. На сегодняшний день мы провели доковую операцию по выводу понтонов из доков и, на самом деле, приступаем ко второму этапу – самому сложному. Он заключается в том, чтобы сформировать понтоны в опоры. Это очень сложный технологический процесс. Будет задействовано большое количество инженерного потенциала нашего заводского, а также рабочих. Формируем эти опоры в два понтона, на них мы укладываем 6 балок по 75 тонн, то есть утяжеляем эту конструкцию, ее скрепляем и готовим к следующему этапу. Следующий этап – это конвертация и перегон уже понтонов к строителям Крымского

моста. // Заказ недешевый, но в то же время он очень ответственный и со сжатыми сроками. Для нас это очень почетно и заставляет нас правильно организовать работу, вовремя сдать этот заказ».

Андрей Яшин, ответственный сдатчик плавсистемы, старший строитель «Севастопольского морского завода» (геотитр – Севастополь): https://yadi.sk/i/4lt-pmCo3J4SZj

«Сейчас у нас проходит доковая операция по выводу понтонов 3 и 4, которые составят будущую плавучую опору № 1, которую мы предполагаем в конце следующей недели уже начать формировать на плаву на горизонтальном стапеле. Сегодня мы производим вывод понтонов из дока, сейчас вы наблюдаете заполнение дока. Перед этим произведено подвсплытие на высоту 600 мм осадки судна. Произведен осмотр обоих понтонов, замечаний не выявлено, не обнаружено. Водотечности не выявлено. Мы продолжаем наполнять док. Ждем полного заполнения дока для того, чтобы открыть батопорт и выводить понтоны на набережную. // Сначала нам нужно будет удеферентовать, балластировать оба понтона для того, чтобы их выставить технологическими связями, которые вы видите на палубе ближайшего от нас понтона, понтона № 4. Этими связями мы будем стыковать… Понтоны будут стыковаться не вплотную друг к другу, они будут находиться на расстоянии порядка 2 метров друг от друга. // Завершено формирование корпуса, завершено формирование балластных отсеков, сухих отсеков в составе корпуса. Произведены работы по верхней палубе. Вы видите на верхней палубе фундаменты, на которые будут уложены уже так называемые устройства опирания, куда будет произведена укладка балок длиной 33 метра каждая – 6 штук на каждую плавучую опору. // После того как эти балки большие, 33-метровые приварены к нашим фундаментам с помощью специальных бракет, после этого будет произведено формирование всей плавучей опоры, и ее высота достигнет 10,5 метров над уровнем верхней палубы. Если считать от днища, то это 15,5 метров».

Антон Котельников, начальник службы по управлению персоналом филиала «Севморзавод» АО «ЦС «Звездочка» Объединенной судостроительной корпорации (геотитр – Севастополь, Крым): https://yadi.sk/i/wqb1DTB93J4SbH

«Два года сотрудничаем с институтом кораблестроения и морской техники при Севастопольском государственном университете. В прошлом году у нас было больше 20 инженеров на практике, в этом тоже была практика. Мы пользуемся этим ресурсом. Многих молодых ребят берем с других предприятий. Они возвращаются. Если по рабочим, то у нас также договор рамочный есть как с Севастопольским университетом, так и с судостроительным колледжем. В этом году уже более 60 человек на практике у нас. Мы тоже надеемся, что многие ребята уже после окончания колледжа придут к нам».

Эпизод 2 – Стройка Крымского моста. Текущий статус

Строительство Крымского моста развернуто на 8 морских и сухопутных участках. Сформировано 306 опор из 595, предусмотренных проектом. Больше 4 километров автодорожного моста уже перекрыто пролетами. На четырех участках автодорожного моста проект предусматривает устройство железобетонной плиты проезжей части. Такие работы выполнены более чем на 20 %.

В целом собрано более 43 тысяч тонн пролетных строений от проектных 230 тысяч тонн (83 из 593 пролетов моста). На морских участках идет монтаж пролетов методами поперечной и продольной надвижки.

На технологической площадке на керченской стороне продолжается сборка арок Крымского моста, которые в начале сентября будут установлены в проектное положение, – на две самые массивные опоры моста в районе фарватера Керчь-Еникальского канала. В настоящее время строители сооружают ростверки этих опор – железобетонную конструкцию, объединяющую свайное основание. На каждый такой ростверк требуется более 6 тысяч кубометров бетона (в то время как на ростверки опор моста на других участках идет от 180 до 850 кубометров бетона).

Всего в сутки на объекте задействовано более 200 основных единиц техники, более 20 единиц различных плавсредств и почти 6000 строителей.

Видео строительства моста с коптера (геотитр – Керченский пролив): https://yadi.sk/i/iePT1PV43J2RHy

Эпизод 3 – Моделирование процесса транспортировки арок

в Санкт-Петербурге (АРХИВ, апрель 2017 г.)

В Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге смоделировали процесс доставки судоходных арок – автомобильной и железнодорожной – к месту установки на опоры в Керченском проливе. Ученые определили максимально допустимые ветровые и волновые нагрузки, при которых возможно выполнение этой сложной технологической операции; просчитали количество и схему расположения буксиров, которые будут перемещать плавсистему с арками; определили траекторию движения плавсистемы с учетом рельефа дна и скорости течений. Для этого были созданы макеты арок, понтонов и буксиров. Испытания проходили в аэродинамической трубе и в экспериментальном бассейне центра.

Видео (геотитр – Санкт-Петербург): https://yadi.sk/i/8AbdESr93Gy4hD

Сергей Соловьев, заместитель начальника отделения гидроаэродинамики Крыловского государственного научного центра (геотитр – Санкт-Петербург):

https://yadi.sk/i/D4Yh181M3Gy4qy

«Главными задачами в работе были: определение максимальных значений ветра, течения и волнения, а также их сочетание, при которых возможна безопасная транспортировка арок. И вторая задача – это проверка различных вариантов буксирного ордера. // Аэродинамические характеристики определялись в ландшафтной аэротрубе, которая является единственной в России. Сейчас мы находимся напротив рабочей части этой аэротрубы. У нее есть несколько особенностей. Во-первых, это длина рабочего канала и наличие дискретной шероховатости, которая позволяет моделировать пограничный слой атмосферы. Моделирование пограничного слоя атмосферы существенно повышает точность определения ветровых нагрузок. // Все испытания для определения ветровой нагрузки проходили для всех возможных направлений ветра. // В настоящее время в рабочей части ландшафтной аэродинамической трубы установлен макет автомобильной арки в масштабе 1 к 60. Подобные испытания проводились и для железнодорожной арки. Для нее получились сопротивления и аэродинамические ветровые нагрузки гораздо больше, поэтому они требуют больших буксиров и большей мощности».

https://yadi.sk/i/r_cfqTA83Gy4sT

«После завершения всех экспериментальных работ мы приступили к разработке математической модели. Она описывает движение всей транспортной операции и всех транспортируемых объектов. Эта математическая модель разрабатывалась специально для тренажерного комплекса, в котором мы сейчас находимся. В этом тренажерном комплексе каждое рабочее место имитирует пульт управления буксиром. // В процессе проведения математического моделирования руководитель операции дает команды всем судоводителям. Это нужно для того, чтобы удерживать транспортную систему в виде арок и буксиров, чтобы она не вышла за пределы канала. А за пределы канала ее пытается сдвинуть либо ветер, либо течение, либо волнение, либо сочетание этих внешних погодных условий. // В разработанную математическую модель в качестве исходных данных загружалась ветровая нагрузка, полученная экспериментально в ландшафтной аэродинамической трубе, а также все гидродинамические характеристики, которые получены в опытном бассейне Крыловского центра. Также исходными данными для математической модели являлись характерные для Керченского пролива ветер, волнение и течение. // В результате моделирования был получен важный результат, что есть ограничения на проведение данной операции по скорости ветра – она не должна превышать 10 метров в секунду».

ЛАЙФ (ландшафтная аэродинамическая труба): https://yadi.sk/d/hN14Liog3Gy55m

«Строго выверена заранее траектория транспортировки. От изначального местоположения она будет проходить по дополнительному каналу, затем поворот движения по подходному каналу, и уже разворот и движение по основному Керчь-Еникальскому каналу до места установки на основные опоры. // Керченский пролив характерен относительно небольшими глубинами порядка 4-5 метров, которые

соизмеримы с осадкой понтонов, поэтому для безопасной транспортировки на первом участке будет сделано дноуглубление и прорыт вспомогательный канал. // Сейчас мы находимся в рабочей части ландшафтной аэродинамической трубы. Перед нами расположена модель автодорожной арки Крымского моста, она включает в себя саму арку, все подкрепления, которые будут использоваться во время транспортировки, понтоны и обстройку понтонов. // Во время проведения транспортной операции у арки будут отсутствовать перильные и барьерные ограждения, зато будут установлены специальные подкрепления, которые служат для того, чтобы избежать излишней деформации арки во время транспортировки. Когда ее установят в штатное положение, эти подкрепления будут убраны. // Сейчас вы можете видеть один из вариантов буксирного ордера. Он состоит из буксира-тягача на буксирной браге. Также двух буксиров-толкачей, которые расположены в кормовой оконечности. В процессе экспериментального моделирования мы проверяли несколько вариантов буксирных ордеров. Менялось количество буксиров и их местоположение».

Просмотров: 122