Как работникам СМИ не попасть под штраф

edelweiss-perm.ru

Юрист воронежского Центра защиты прав СМИ,  консультант «АНРИ-Медиа» Светлана Кузеванова обратила внимание на то, что с нынешнего лета Роскомнадзор ужесточил ответственность за нарушение личного пространства героев журналистских материалов. Например,организации могут быть оштрафованы на сумму до миллиона рублей.

За последнее время за помощью в центр защиты СМИ обратились свыше четырех тысяч журналистов, которые стали фигурантами судебных разбирательств из-за нарушений в сфере персональных данных.

В условиях изменившегося российского законодательства незнание журналистов допустивших «утечку» персональных данных будет расцениваться как злоупотребление свободой СМИ. А персональные данные – это фактически любая информация о герое журналистского материала.

Редакция СМИ может в два счета получить предупреждение Роскомнадзора. А два предупреждения за год – уже повод для иска в суд о прекращении деятельности средства массовой информации.

Светлана Кузеванова рассказала, что все владельцы сайтов, которые содержат формы обратной связи, где посетитель должен оставить свои данные — это операторы персональных данных. Даже если на сайте есть лишь кнопки заказа обратного звонка (пользователь оставляет имя и номер телефона) или отправки сообщения (имя и электронный адрес) — квалифицируются как обработка персональных данных. По требованиям российского законодательства наличие таких форм обязывает владельцев сайтов зарегистрироваться в Реестре операторов персональных данных.

Светлана Кузеванова рекомендует на сайтах редакций сделать форму обратной связи, которая предусматривает работу с персональными данными и получение согласия от лица, отправляющего сообщение. Посетитель сайта должен иметь возможность ознакомиться с документами редакции, регламентирующими работу в сфере персональных данных.

– В редакциях должен быть ответственный сотрудник, назначенный приказом руководителя, отвечающий за работу с персональными данными. Должны быть прописаны локальные нормативные акты, которым следуют сотрудники редакции, – советует юрист.

Герои публикаций – на сайтах и в группах социальных сетей, теле и радио -сюжетов, особенно родители несовершеннолетних детей, о которых будет даваться информация в СМИ, должны дать письменное согласие на оглашение личных сведений о себе или ребенке.

Даже при публикации некролога СМИ должно получить письменное согласие родственников усопшего.

Избежать ответственности за нарушение персональных данных можно только в том, случае, если журналист может доказать, что личные данные предоставило информационное агентство. Или пойти другим путем: подробно рассказать о жизни человека, но изменить имя или использовать лишь инициалы.

Но, если работник прессы использует реальные данные и ссылается на пресс-службу какого-либо ведомства, нарушая закон, то он может быть привлечен к ответственности.

Светлана Кузеванова привела примеры из судебной практики СМИ, которая превысила 4,5 тысяч обращений, что также непросто обстоит дело с фото и видеоматериалами. Если на фото и видео можно опознать человека, это считается распространением биометрических данных и требует согласия субъекта. Исключением является только публикация фотографий во время розыскных и следственных действий. Для прессы опять-таки есть лишь один выход – публиковать фотографии без подписей или давать минимальную информацию под ними.

Как ранее «Кубанскому репортеру» прокомментировал начальник отдела по защите персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу Антон Шавкута, в реестре операторов по обработке персональных данных зарегистрировались более 11206 кубанских компаний из разных сфер деятельности.

Запись вебинара:

Примерный перечень документов, которые должны иметь редакции СМИ.

Приказ ФСТЭК ¦21

Постановление Правительства ¦1119-обработка ПД в ИС

Политика обработки ПД — рекомендации РКН

ПОЛИТИКА КОНФИДЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Поздравляем