📸 АРХИВ КОНКУРСА
«ЗОЛОТОЙ ФОТООБЪЕКТИВ»

Артем Беседин: «СМИ — это так себе бизнес»

В канун 17-го дня рождения «Югов» издатель портала побывал в гостях у «Кубанского репортера».

Фото Елены Синеок, Юга.ру

Артем Беседин рассказал о том, кого считает конкурентами на медиарынке Кубани.

О команде

Возможно, я не лучший редактор и не лучший менеджер, но я очень везучий человек. Всю жизнь мне везет собирать вокруг себя хороших людей. Невероятно интересно наблюдать, как вокруг тебя вырастает живой организм, как взаимодействуют между собой люди, создавая что-то классное. И даже сейчас, когда ушли двое ценных сотрудников, и мы взяли несколько новых человек. К нам пришли студенты и выпускники журфака. Сразу четверо. На моей памяти это впервые. Это люди, которым близки наши принципы, и они учатся у нас, а мы — у них. Этот процесс напоминает стеклышки в калейдоскопе, которые каждый раз складываются по-новому, но создают целые и единые картинки!

«Юга» — это, прежде всего, команда, которая ежедневно много общается, спорит. Многие этические моменты до сих пор вызывают бурные всплески на «летучках». В очередной раз, когда мы разбирали, что могли бы сделать лучше, разгорелась жаркая дискуссия из-за дельфинария, упомянутого в одном из материалов нашего коллеги Евгения Мельченко. Некоторые коллеги считают существование любых дельфинариев этически необоснованным, а упоминание их — приглашением людей к оплате насилия.

Нам повезло еще и с владельцем: Евгений Руденко не вмешивается в редакционную политику, при этом получая радость и удовольствие от того, что у нас вместе получается делать. Он может предложить темы, предложить автора, как это и произошло сейчас — еженедельную колонку о ФК «Краснодар» нам пишет известный спортивный обозреватель Алексей Андронов. И это оказалось довольно выгодным для нас, в том числе и для роста трафика. Но директор не запрещает нам какие-то темы и не настаивает на том, чтобы мы, наоборот, о чем-то писали.

Про ценности, мантру и каргокульт

Мы не работаем по написанным маркетинговым правилам: ценности бренда, идеология бренда, миссия. Все это напоминает карго-культ. У нас нет прописанных догм, которые будут звучать, как девиз.

Нет универсального способа создавать СМИ. А ценности — они либо есть, либо их нет. В течение 17 лет сайт неоднократно перезапускался, обновлял свой дизайн и контент-стратегию. Мы никогда не останавливали работу, чтобы придумывать правила. Конечно же, у нас есть общие установки, которыми мы поделимся с новыми сотрудниками, расскажем, как работать с конфликтами, как написать материал, за который не возьмутся другие СМИ.

Директор «Медузы» Галина Тимченко утверждает, что у настоящих СМИ всегда есть мантра. Есть мантра у «Дождя». «Дождь» — Optimistic Channel. Есть мантра у «Лайфа» — это «Первый по новостям». Что мы видим спустя два-три года? «Дождь» — это по-прежнему Optimistic Channel? То, о чем говорят на «Дожде», внушает оптимизм? Первый ли сегодня по новостям «Лайф» — спорно.

Мы меняемся постоянно — ежедневно, ежегодно. Есть вещи, которые находятся внутри каждого из нас, и если они совпадают с коллективом — это и есть ценности нашего коллектива: жить и создавать полезные новости, относиться к работе с чувством юмора, давать возможность оценивать нашу работу читателям!

Про скандалы

Мы не делаем трафик на скандале. В каждом конфликте, если мы его освещаем, мы даем высказаться двум сторонам.

На «Югах» есть рубрика «Жара», в которой мы выкладываем вещи, которые нас позабавили. Там есть предупреждение, что мы призываем не относиться к публикациям в ней всерьез: это не аналитика и фактчекинг, а просто наши наблюдения за происходящим.

Два года назад, когда мы ее только открывали, одно из кубанских изданий, занимающиеся серьезной политической тематикой, написало про чупакабру. Мы не давали вообще никакой оценки. Оценкой было лишь то, в каком издании эта заметка оказалась. Оценка должна оставаться за читателем. Именно поэтому я не хочу, чтобы на нашем сайте появилась социально-политическая колумнистика. Не люблю, когда пишут просто для того, чтобы высказаться. Для этого есть Facebook.

Про Топ-10 «Югов»

С приходом новой команды были поставлены новые задачи. Мы стали пробовать разные стандарты и форматы. Я недавно смотрел самые популярные у читателей ссылки по итогам года — за последние несколько лет. И, наконец, среди топ-10 ссылок появились сразу несколько статьей. Раньше практически весь этот список был занят контентной частью. Она и сейчас там есть — пробки, курсы валют, да, но статьи и новости по итогам года в топ-10 — значит, нам удалось произвести диверсификацию! То, что там был контент — это не ошибка моих предшественников, а их успех, они делали все правильно. Но интернет меняется. Раньше люди приходили на «Юга» смотреть информацию по курортам, объявления, знакомства, авто, а сейчас это все уходит на большие ресурсы типа Booking.com или Avito. И, тем не менее, за счет кропотливой работы всего коллектива нам удается держать внимание читателей и трафик.

Про районную прессу

Ежедневно читаю подборки новостей в Telegram, но там нет каналов районной прессы (или есть, но я об этом не знаю). Мы часто говорим о том, что хорошо бы задружить с коллегами из районов, чтобы оперативно узнавать, о чем они пишут. Или вместе с ними работать над этими материалами.

Я чувствую, что мы упускаем большой пласт того, что происходит в крае — точно так же, как федеральные СМИ многого не знают из того, что происходит в регионах. Из районных СМИ первое, что вспоминается — сайт «Туапсинских вестей» с отличным дизайном, иногда они делают хорошие материалы. Периодически в поле зрения попадает газета «Тамань». Есть и какие-то забавные вещи. Например, мы каждую неделю открываем сайт «Тихорецких вестей» со сводками криминальных новостей. Местная жительница случайно перевела кому-то 50 тысяч рублей, кто-то у кого-то украл курицу — это в том числе новости о том, как живет станица, район.  В новостях районной прессы чувствуется пульс жизни!

О конкурентах

 Мы всегда чувствуем конкуренцию. Кто сегодня наш главный конкурент на рынке интернет-новостей? Наверное, «Кубанские новости». Там работает одна из лучших новостников региона Валентина Артюхина. По статьям, по аналитике — «РБК.Юг». Они заслуживают свою аудиторию. Некоторые наши темы, безусловно, пересекаются, но все-таки у них есть формат, который диктуют им правила экономической журналистики. «Кубань 24» сейчас я не могу назвать нашим конкурентом. К сожалению, они работают на одном уровне с «Живой Кубанью». Конечно, нравится «Югополис». Уважаю Сабину Бабаеву и работающих там журналистов. К сожалению, сейчас там мало больших текстов и репортажей, надеюсь, это изменится.

О блогерах и соцсетях, о портрете читателя

Вопрос о конкуренции СМИ с блогерами и соцсетями уже устарел. У блогеров есть своя аудитория, за которую нам бороться бессмысленно. Такая борьба — путь в никуда. Например, популярная блогерша рассказала о проблемах с кишечником. Понятно, что перетягивать ее аудиторию не стоит! Или в Facebook  люди чаще делятся новостями, читая только заголовок и анонс. А дальше пошла рефлексия о том, что написано и заходить внутрь уже необязательно. Для СМИ социальные сети — это не конкуренты и, я думаю, не основной канал привлечения трафика. Это одно из средств коммуникации, еще один способ рассказать о нас и наших новостях. Учитывая все это, мы для работы с соцсетями привлекли отдельного сотрудника.

Я, к сожалению, не могу определенно сказать, каков портрет читателя «Югов». Скорее всего, это человек, который интересуется тем, что происходит вокруг него. Он способен к самоиронии и способен на эмоции. В наших материалах мы как раз пытаемся вызвать читателя на эмоции.

Про успешные коммерческие модели СМИ

Существуют разные модели работы в интернет-СМИ, и, на мой взгляд, пока что самой жизнеспособной все еще остается рекламная! Это подтверждается и опытом многих коллег со всей страны. Мне нравится модель, которую использует проект «Медиазона». Они открыли краудфандинг. Читатели, считающие, что портал занимается полезным делом, могут перечислить денежные средства на поддержку издания. Но надо понимать, что у них это не единственный финансовый источник — они запускались на деньгах от других проектов своих учредителей, это сейчас нужны новые деньги. А если посмотреть на большую часть успешных региональных проектов по России — Znak.com, «Тайга.инфо», PrimaMedia  — все это рекламные модели.

Про госконтракты и отношения с местной властью

Мы с вами знаем, что СМИ — так себе бизнес. У нас получается окупать работу коллектива. Зарабатываем на рекламе, но есть и госконтракты. Их наличие не является прямым фактором зависимости от власти.

Нам всем как-то надо выживать, и резонно, что муниципалитеты хотят освещать свою деятельность и в интернете, а мы даем им аудиторию на сайте. Мы можем отказаться от госконтракта, если появляются попытки повлиять на редакционную политику. У нас есть практика тестовой работы в течение месяца, чтобы понять, сможем ли мы выстроить партнерские отношения.

Про рекламу

У нас получилось наладить работу с нативной рекламой за последние два года. И, по сравнению с прошлым годом, проседания по рекламе нет. Не думаю, что это говорит об улучшении ситуации на рекламном рынке — скорее это узнаваемость нас, узнаваемость того продукта, который мы можем сделать для рекламодателей. Именно этим успешным опытом мы поделились с коллегами на саммите АНРИ. Но, конечно, это тонкая грань. Сегодня я скажу, что все хорошо, а в сентябре ситуация может измениться. Такой бизнес, да.

Про критику, юмор и кубанскую журналистику

Да, я как частный человек Артем Беседин бываю резок в высказываниях. Да, когда возмущение из-за чего-то в работе коллег переполняло меня, я позволял себе (и позволяю сейчас, хотя стараюсь сдерживаться) выкладывать комментарии с ироничными подводками в Twitter или Facebook. Эти посты перепечатывались в других социальных сетях. Но скандал ради скандала я провоцировать не хочу и не люблю.

Если говорить о взаимоотношениях с администраторами популярных анонимных групп — с ними лично не знаком. Хотя мне периодически в личку присылают наши косяки, и я им за это благодарен. Никто из нас не работает без ошибок. С интересом читаю канал «Кубанская журналистика» в Telegram с язвительным подходом к работе коллег. Мы признательны, что эта группа не забывает и нас, если мы совершили оплошность.

Впрочем, да, иногда мы действительно иронизируем над коллегами. Не так давно у нас на сайте был «Тест, который укажет путь». В нем надо было выбрать один ответ — а мы говорили, в каком СМИ работает тестируемый. Здесь самое главное — выдержать иронию и не скатиться в трэш.

Ну, правда же, много узнаваемости!? Если ты сидишь за лентой последние три месяца, то по заголовкам можно узнать кубанские СМИ (но через три месяца они тоже уже могут измениться). Например, если этим летом утром появилась спортивная новость — это будут «Кубанские новости», которые, кажется, писали о ЧМ-2018 больше всех.

Если честно, я не думаю, что понятие «кубанская журналистика» имеет какой-то смысл. Наша особенность в том, что мы живем на Кубани и любим свой край. А кто-то живет в Новосибирске, Перми, на Урале…  И они любят свои регионы. Но нам не хватает солидарности, поддержки друг друга. Того, чем, вероятно, занимается Союз журналистов. Или должен заниматься.

Про возможность вступления в СЖР

СЖР — это должно быть не про плюшки, не про пряники! Не понимаю, зачем лично мне надо вступать в Союз журналистов? Я бы хотел понимать, но не получается. У меня есть хороший знакомый,  журналист Павел Никулин, на него недавно напали в Краснодаре. А затем на презентацию в центре «Типография» пришли полицейские и изъяли его журнал.

Никулин со своими единомышленниками создали независимый Профсоюз журналистов в Москве, который чем-то занимается публично! Когда из Москвы в Узбекистан депортировали журналиста «Новой газеты» Али Феруза, представители профсоюза на пикете отстаивали права своего коллеги. Когда в Forbes выгнали всю редакцию, от них тоже прозвучали высказывания. Хотя у них, как и у всех некоммерческих объединений, много проблем, но есть ценность — солидарность. Мы все понимаем, в каких условиях мы живем, и что защита прав журналистов — сложная работа. Союз журналистов в первую очередь должен защищать профессионалов. Он не для того, чтобы вручать грамоты. Если Союз проводит обучающие семинары — это, конечно, классно, но первостепенно — защита прав журналистов.

Шрифт

Изображения

Цветовая схема