nekto9

Юрий БОГАТОВ: КАК СТЫДНО!

Заранее прошу простить меня тех, кого эти мысли вслух обидят или, не дай бог, оскорбят. Делюсь с вами, дорогие земляки, личным мнением. Давно собирался высказать его откровенно, и сейчас, накануне Радоницы, не могу молчать.


Особый день

В православном календаре немало поминальных дней. Радоница – особый. Девятый день от Пасхи – Родительский. В нынешнем году он выпадает на вторник, 25 апреля. Поминовение – живое общение с усопшими. Оно отражает веру христиан в то, что и после смерти они не перестают быть в лоне церкви того Бога, который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32). Святитель Иоанн Златоуст учил: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

Как истинно верующие проводят этот день? Сначала отправляются в церковь, собор на богослужения – литургию, панихиду. Молятся за усопших. На поминальный стол приносят пасхальные куличи, яйца, печенье, конфеты – трапезу, которую потом служители церкви раздадут нуждающимся. Из храма православные идут на кладбище. Ставят на могилу свечу, возлагают цветы, вспоминают добрым словом покойного. Молчат, молятся… Можно пригласить священника для совершения чина литии – усиленного моления. Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для них. К молитве обращаются и придя домой, где, кто желает, накрывают поминальный стол.

Кто мы?

Но христиане ли, православные те, кто вспоминают о родных могилах раз в год и в последние перед Радоницей дни наспех прибираются на захоронениях, а сами поминки превращают в пикник? Неужели мы застряли в язычестве навек?! Да, наши далекие предки славяне приносили на могилы яства, чтобы задобрить духов и божков. Как живучи оказались пережитки язычества! Некоторые из пришедших на кладбище оставляют на могилах еду на радость бродячим собакам, ставят рюмку водки с куском хлеба сверху к удовольствию бомжей. А то и льют горилку на могильный холм, оскорбляя память мертвого.

Кстати, согласно Кодексу России об административных правонарушениях употребление спиртных напитков в общественных местах – правонарушение и наказывается штрафом. Но что касается такой практики в отношении кладбища, то ее у нас нет.

— Мы считаемся с народными обычаями, — сказали мне в отделении исполнения административного законодательства отдела министерства внутренних дел по Славянскому району. – При этом, конечно, привлекаем к ответственности тех, кто нарушает общественный порядок.

«С пониманием» относятся к водителям в этот день также сотрудники инспекции безопасности дорожного движения, направляющие и регулирующие бесконечные автомобильные потоки, а наказывающие только явных нарушителей. В то же время многие автолюбители, несмотря ни на что и ни на кого, стремятся подъехать к самой могиле. Ведут себя неадекватно, «выясняют отношения», матерятся.

Сгораю от стыда, когда вижу, как мои земляки превращают Радоницу в ярмарку тщеславия. Начинается она задолго до Родительского дня. Сосед поставил крутой памятник? Я закажу круче! Он установил ограду? А я – еще и навес! Супруги, близкие родственники высказывают накопленные обиды: «она при жизни не любила меня», « к твоим ездили в прошлом году, в этом поедем к моим» и т.д. и т.п.

Не в положенный вторник, а на день-два раньше (в воскресенье, подаренный властью выходной понедельник) народ заполняет погосты. Выделяется молодежь, выряженная как на дискотеку. А что? Там уже «остограммились» и затянули песню. В другом месте выясняли-выясняли отношения, и сцепились в драке. Все с аппетитом жуют над костями предков. Водка льется рекой. Шутки, анекдоты, смех…

И повсюду – мертвые цветы. Конечно, цветы – дело вкуса и кошелька. У нас целая индустрия и широкая торговая сеть задействованы на дешевые искусственные ромашки-розы. Но мы говорим: память жива. И, по мне, лучше положить на могилу два скромных живых цветка, а не ветки пластмассовых.

Еще один укоренившийся пережиток язычества – тряпьё. Раньше вязали полотенца и платки на кресты и памятники. Сейчас произошла трансформация этого обычая в духе нашего практичного времени: родственники обмениваются платочками, носочками, полотенчиками. Какое вообще это имеет отношение к поминовению усопших?!

Соответствующее воспитание получают тут же дети таких людей. Что-то из специально купленных дешевых мануфактуры и сладостей поминальщики выкладывают на могилы и памятники. Наступает час икс, и отпрыскам дают команду: «Вперёд!». Начинаются рейды ребятни по кварталам кладбища. Сметают с могил в сумари всё. Действуют шустро, потому как конкуренция большая, особенно со стороны цыганят. Притаскивают к родителям, дедушкам-бабушкам полные пакеты, хвастаются: «Вон сколько собрал!». «Молодец!», — слышат от взрослых, и тут же достают, уплетают за обе щеки печеньки-конфетки, да так, будто никогда ничего подобного и не пробовали.

Но самое отвратительное случается потом, когда люди возвращаются домой. Наступает время «разборок»: кто кому что дал, у чьей могилы дольше «сидели», кто с кем поздоровался или не поздоровался, кто из родственников роднее.

Ну, как же тут мне не стыдиться?

Готов сквозь землю провалиться!

Оставаться людьми

«Народные гулянья», кощунственные языческие и, к слову, антисанитарные, пьянственные тризны на могилах своих близких, дикий пьяный разгул на кладбищах оскорбительны для христианского чувства. Форменные бесовство и шабаш!

— Церковь не устает призывать не делать этого. Но, к великому сожалению, не все еще вняли и одумались, — сокрушался в беседе со мной бывший благочинный церквей Славянского округа, настоятель Свято-Успенского храма, протоиерей отец Никита, ныне покойный. – Следуйте православным традициям, братья и сестры!

Нам в слове «РАдоница» мнится

Основа «радость». Как смотреть…

Была б уж лучше «РадонИца» —

От слова благости «радеть».

Верующие, атеисты – все мы люди. Вспомним, что человек – звучит гордо. И будем оставаться людьми всегда и везде!

Просмотров: 528